Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

являются: Олимпийский комплекс в Токио в парке Мейджу: Стадион им. десятилетия ПНР в Варшаве Олимпийский комплекс Йойоги; Олимпийский комплекс в Мюнхене; Олимпий-ский комплекс в Мехико; стадион в Красноярске. Примерами осевого планировочного решения при взаимно уравновешенных, но разных по форме и объему сооружениях, создающих единый комплекс, является Олимпийский комплекс в парке Комадзава.

19.3. Видимость и обозреваемость в зрелищных сооружениях

Одним из основных условий проектирования трибун, определяющих их композицию,-расположение относительно спортядра или площадки, форму в плане и профиль в разрезе, а также предельную вместимость - является обеспечение зрителям нормальной видимости арены и происходящего на ней действия. Благоприятная для зрителя видимость достигается соблюдением следующих четырех факторов в их оптимальном значении: зрительное удаление от объекта наблюдения, горизонтальный и вертикальный углы обозрения арены, беспрепятственная видимость наблюдаемой точки на арене.

Большинство видов спорта наряду с объемностью имеет направленность действия по длинной оси арены, поэтому, разделив условно спортивные зрелища на объемные (бокс, гимнастика, теннис, настольный теннис, фигурное катание) и направленные (футбол, ручной мяч, баскетбол, плавание, прыжки в воду, фехтование, легкая атлетика и др.), можно говорить о предпочтительном расположении зрительских мест. В первом случае правильным будет распределение мест равномерно вокруг арены, во втором случае предпочтительнее будут места, расположенные вдоль основной оси действия, т.е. по длинной стороне арены. В последнем случае от положения зрителя

относительно арены и ее основной оси зависит степень перспективного искажения происходящего действия (взаимного расположения игроков, размеров площадки и пр.) и в конечном счете качество восприятия.

Расположение зрителей в горизонтальной плоскости относительно арены характеризуется величиной горизонтального угла обозрения а, заключенного между перпендикуляром к середине продольной оси арены и действительным направлением зрительного луча в эту же точку (рис. 19.4, б). Установлено, что существуют границы качественных изменений зрительных восприятий при значениях горизонтальных углов 20, 40 и 80° и что можно принять зону с углами отклонения от идеального луча до 40° как зону с наиболее благоприятными условиями обозрения.

Для зрителей, занимающих нижние ряды трибун, поле видно в сильном перспективном искажении, и пространственное расположение игроков также искажается. С подъемом мест над уровнем поля обозреваемость состязания улучшается. Задача при проектировании состоит в том, чтобы найти границы благоприятных величин подъема мест, характеризуемых вертикальными углами обозрения р (рис. 19.4, д). Угол Р условно располагается в вертикальной плоскости и заключен между зрительными лучами, направленными из одной точки трибуны на линии противоположных границ арены или площадки.

Учет вертикальных углов обозрения особенно важен при проектировании трибун для больших арен и полей, на которых бывает значительная пространственная расстановка игроков и их частные, поперечные по отношению к основной оси, перемещения (футбол, регби, хоккей и др.).

Для определения величин вертикальных углов обозрения для любой точки трибуны, расположенной около спортивного ядра (футбольного поля или близких к нему по размеру полей), можно пользоваться специальной но-



мограммой (рис. 19.4, в). Кривые линии на чертеже обозначают положение в пространстве мест, имеющих одинаковое значение р. По горизонтальной оси отложены величины удаления рядов от расчетной точки F. По вертикальной оси-высота подъема рядов над точкой F. Пересечение координат для выбранного зрительского места позволяет определить величину Р в заданной точке трибуны. Можно с помощью номограммы решать и обратную задачу: находить положение ряда с оптимальными значениями р и, следовательно, задавать исходную высоту зрителя первого ряда для расчета профильной линии трибун.

Установлено, что оптимальное значение угла Р для трибун стадиона заключено в пределах 6-9°. При Р < 6° места менее удобны, так как поле видно в сильном перспективном искажении. При Р > 9° места позволяют хорошо охватить взглядом поле, но на безъярусных трибунах слишком удалены от него, что снижает их ценность. Устройство яруса искупает в значительной мере этот недостаток.

Перечисленные выше основные факторы нормальной видимости действуют одновременно, и реальную картину условий обозреваемости может представить лишь сводная схема зон различного качества видимости на трибунах. Предлагаемая схема расположения зон видимости составлена для трибун стадионов, первый ряд которых находится на уровне арены (рис; 19.4, й). Предельно возможное удаление зрительских мест ограничено окружностью, проведенной радиусом 145 м из центра арены. В этом случае удале-

:ние 90% зрителей от дальнего угла футбольного поля не превысит 190 м,

;а для 10% зрителей оно составит

; 19010 м.

Полученные зоны видимости разделены на четыре категории в зависимости от сочетания значений удаленности зрттеля и углов обозрения а и Р (табл.

; 19-3).

; Предлагаемая схема может слу-: жить основой при установлении опти-

Таблнца 19.3. ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ MFXT

Категория мест

Удаление от Вертикаль-

Горизон-

центра аре-

ный угол

1альный

ны, -и

обозрения Р, град

угол обозрения а, град

65-85

0-20

50-65

0-20

ш. Л

85 120

20-40

85-140

9-10

0-20

65-85

20-40

120-140

9-10

40-80

85- 145

40-80

75-120

40-80

120-145

9-10

40-80

75-145

2-10

80-90

мальной формы плана трибун. Так, при заданной вместимости и площади (0,45 м на зрителя) трибун можно выбрать форму плана, которая будет иметь наибольшее количество мест в зонах лучшей видимости. В случаях подъема первых рядов или устройства яруса расположение зон может быть легко скорректировано с помощью номограммы.

В общем случае необходимый размер, архитектурной детали D, обеспечивающий ее отчетливую видимость, зависит от остроты зрения и удаленности наблюдателя Z„p, угла наблюдения Р, и углового размера детали

пр«1

3440 cos р

где D -размер детали, см; /„р-расстояние от наблюдателя до детали по горизонтали, см (предельное удаление); Pi-угол между лучом зрения и горизонталью, град; а; угловой размер детали в зависимости от условий освещения: при облачном небе-4 мин, при ясном-2 мин, в сумерках-10 мин.

Отсюда легко получить предельное удаление /пр зрителя, имеющие особенно важное значение при проектировании стадионов (гл. 19, разд. 19.3)

пр -

3440 D cos Pi

Наряду с вопросами отчетливой видимости элементов архитектуры большое значение имеет обеспечение беспрепятственной видимости в зри-



.ff™ распределения равноценных зон видимбсти на трибунах стадиона

Горизонтальный и вертикальный j/глы обозрения

1.Л.Ш,Е-



Номограмма для определения значений вертикальных углов зрения

F - точка на границе поля

L - расстояние по горизонтали от Г до заданного ряда Н-расс-ояние по вертикали от F до заданного ряда


10 15 20 2S 30 36 40 Л5 50 55 60 66 70 75 80 85 90м

тельных и спортивных залах. Нормальная видимость объекта различения зависит от расположения в пространстве зала объекта .наблюдения и зрителя, а также от сидящих впереди него зрителей.

В плане зрительские места располагаются линейно (в затылок) или в щах-матаом порядке.

Из двух способов расположения мест щахматаый обеспечивает относительно лучщую видимость, однако его применение сопровождается неэкономичным использованием площади зала, поэтому за основной прием расположения мест в зрительных залах обычно принимают линейную схему.

Для достажения беспрепятственной видимости существуют следующие приемы (рис. 19.5): 1) расположение зрительских мест па горизонтальной плоскости; 2) постепенный подъем ря-

Рис. 19.4. Условия види.ж>сти арены

дов зрительских мест по мере их удаления от объекта наблюдения; 3) подъем объекта различения или рядов зрительских мест.

При построении профиля мест обычно выбирается нижняя точка, лучи зрения к которой должны проходить над головой сидящего человека на расстоянии «с»-превыщения луча зрения.

За расчетную точку видимости принимают: в кинотеатрах-цептр нижней границы экрана, при этом с = = 12 см; а драматических театрах-уровень пола сцены по ее центральной оси на красной линии сцены, при с = = 6 см; в концертных залах и оперных театрах - уровень пола по ее центральной оси на расстоянии 1 м от края сцены, при с = 6 см; в спортивных за-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179