Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 [ 90 ] 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

16.9. Конструкция, материалы, экономика 277

дачи размещают в зонах между фонарями, вне светового потока (кессонное решение с полыми балками, по Л. Кану) или используют верхний технический этаж для организации интегрального освещения и промежуточные технические этажи для размещения в них горизонтальных коммуникаодй кондиционирования. Устройство промежуточного технического этажа создает предпосылки для применения безопорных конструкций и организации универсального экспозиционного пространства.

Технические вопросы должны решаться в комплексе друг с другом и с архитектурно-строительными вопросами на наиболее ранних стадиях проектирования.

16.9. Конструкции, материалы и экономика

Общие принципы конструирования общественных зданий (см. гл. 4) распространяются и на музейные здания. Необходимо подчеркнуть органическую взаимообусловленность архитектурно-пространственного решения музейного здания и конструктивного решения: выбор конструктивной структуры нередко оказывается решающим дли формообразования интерьера музея. Следует добиваться единства архитектурного и конструктивного реше-1ШЯ, тектонически правдивого выражения конструкций. Если замысел архитектора состоит в создании единого свободного пространства, ограничивается число внутренних опор и применяются большепролетные конструктивные системы. При дифференцированном зальном решении конструктивная задача состоит в рациональном подборе конструк1щй для пролетов в 9, 12, 15 и 18 м. Если требуются гибкая трансформация и перераспределение пространств, конструктивное решение должно обеспечить смещение уровней перекрытия, смещение диафрагм, трансформацию перегородок Так, в центре искусства и культуры им. По-мпиду в Париже сделаны передвижные

потолки, перемещающиеся по рельсам с помощью электроэнергии. По рельсам перемещаются также прожектора освещения. Конструкции связываются с системами технического оснащения. В музеях применим принцип отделения обслуживающих помещений от обслуживаемых. Целесообразно объединять вертикальные воздуховоды и другие технические системы в коммуникационные кабины. К музейным зданиям предъявляются повышенные противопожарные требования не только в отношении эвакуационных путей, органи-заоди выходов из кинопроекционных, но и к конструкциям и материалам. В частности, необходимы мероприятия, предотвращающие распространение огня по техническим коммуникациям. Следует использовать возможности применения наряду с индустриальными конструкциями монолитного железобетона.

При проектировании музейного здания применяются современные отделочные материалы, отвечающие акустическим, противопожарным и эстетическим требованиям: звукопоглощающие ковровые покрытия полов, акустические подвесные потолки, спе-1щальные стекла, светорассеивающие и улавливающие тепловые лучи. Для наружной и внутренней отделки служат также долговечные высококачественные материалы, в том числе традиционные-естественный камень и дерево. В здании Палеонтологического музея АН СССР объемы криволинейных очертаний выложены из обычного кирпича. В музее в Окаяме (архит. К. Маекава) применен бетон для каркаса, кирпич для стен, рваный, неправильной формы камень для кладки цоколей. В музее в Камамуре (архит. Д. Сакакура) создан контраст между остекленными поверхностями, черным металлическим каркасом и облицовкой фасадов, покрытых белой эмалью. При разработке интерьера следует учитывать роль цвета, как фактора эмоционального воздействия.

Рациональное использование материалов, целесообразное • конструктив-



ное и объемно-планировочное решение музейного здания во многом определяют экономичность решения (на проектирование музеев нет СНиП). Для ориентировочной проверки проектных решений можно принять технико-экономические показатели; строительный объем здания на 1 м экспозиционной площади-12 м (в объем здания включается кубатура технических этажей и световых фонарей); отношение строительного объема к рабочей площади должно быть близким к 5,6.

16.10. Композиция и художественный образ музея

В композиции музея, как и любого произведения архитектуры должно быть достигнуто единство прекрасного и целесообразного. Этим определяется многообразие идейно-эстетических и художественных проблем, которые должны решаться архитектором при проектировании музея.

Идеологические, социальные воззрения архитектора, его пространственные и художественные представления находят свое выражение в архитектурном образе музейного здания, который должен отразить типологические особенности здания, индивидуальные пластические черты, соответствующие его идеологической роли, его общественному назначению и конкретному положению в природной или градостроительной среде.

Мемориальный центр в г. Ульяновске-пример музейного здания, в котором образная характеристика обусловлена высоким идейным значением. Здание учитывает историческую и природную среду города, располагается в системе площадей и парка, пространственно раскрыто в сторону реки. Сооружению придан монументальный характер. Своеобразие решения достигнуто крупным шагом опор и приподнятым объемом Ленинского зала, придающим зданию выразительный силуэт (рис. 16.4, Л).

Здание Музея В. И. Ленина в Ташкенте задумано как памятник Ленину

на узбекской земле. Эта идея положена в основу планировочного решения и объемной композиции. Ядром является вводный зал, окруженный экспозиционными помещениями, защищенными от солнца навесными железобетонными решетками. Так, используя современные технические возможности, авторы воплотили традиции национального зодчества (рис. 16.4, £).

Суровые климатические условия и региональные архитектурные особш-ности сванского жилища нашли выражение в структуре и xyдoжecтвeннoмv образе этнографического музея в Me-, стиа. Национальное архитектурное наследие получило отражение в Музее природы в Ереване.

Яркую образную характеристику несет мемориал в память национального словацкого восстания в Банска-Бистрице (рис. 16.3, Г). При проектировании необходимо учитывать вечернее освещение музейного здания. Вечерний облик музея должен раскрывать специфику архитектурного построения.

16.11. Синтез искусств

В решении идейно-эстетических и художественных проблем особая роль принадлежит синтезу архитектуры и монументальных искусств. Элементы синтеза должны входить в замысел музея, а не быть привнесены в него впоследствии. Ряд примеров служит этому подтверждением (рис. 16.8-16.10).

В -мемориальном центре г. Ульяновска особое значение придано интерьеру Ленинского зала. Здесь установлена скульптура В. И. Ленина (скульптор П. Бондаренко), а стены облицованы бело-золотой смальтой (худ. Г. Опрышко). В главном зале Центрального музея Вооруженных Сил СССР в Москве на лестничных входах установлен крупный скульптурный портрет В. И. Ленина (скульптор В. Цигаль) на фоне фронтального мозаичного панно из цветной смальты, мрамора и керамики




план 1-го этажа

разрезы



Рис. 16Я Дворец художественных выставок в Вильнюсе. 1967. Архит. А. Чекаиаускас. Разрезы. П.ШНЫ этажей, общий вид

1 вестибюль, 2- гардероб;

J-буфет; 4 комната для

экскурсоводов;

5-экспозиционные залы;

б фонды; 7 -служебный

вход; 8 администрация;

9-конференц-зал



на тему «Народ и армия едины» (худ. Ю. Королев; рис. 16.11).

В здании Музея В. И. Ленина в Ташкенте проблема синтеза решает-

ся в вводном зале. Здесь на высоком пьедестале установлена скульптурная фигура В. И. Ленина (скульптор Н. Томский). На торцовой стене мо-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 [ 90 ] 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179