Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

тельным обходом экспозиции по квадратной спирали в двух сходных по структуре музеях-в Токио и Ахмеда-баде (рис. 16.3, у4). При таком подходе довольно легко обеспечить непрерывный рост музея во времени, путем достройки, не нарушая целостного архитектурного образа музея. Этой же цели отвечает принцип проектирования музея из модульных повторяющихся структурных элементов.

Следует использовать объемно-пространственное построение музея в качестве активного средства защиты от неблагоприятных влияний климатических воздействий (максимальная степень компактности и соответствующая ориентация светопроемов) как часги общего комплекса мероприягий по защите здания от охлаждения, перегрева, инсоляции, шума,, пыли и ветровых воздействий.

16.7. Создание световой среды

Свет в интерьере музея выполняет важную угилитарную и эстетическую роль, с его помощью решаются пространственные, пластические и цветовые задачи. Архитектор при проек-гировании интерьера музея связывает освещение с архитектурно-пространственной структурой здания, с идейно-художественным замыслом композиции и комфортными условиями ее восприягия, с характером экспонатов и защитой их от разрушающего действия света. Архитектор выступает как режиссер по свету, оперирует светом, как средством создания определенного настроения, соответствующего экспо-

* Архйт. А. Исозаки проверил возможность формирования небольпгах музеев из кубических структур. На плоской местности спроектировал музей искусств Префектуры из взаимосвязанной системы кубов (модуль 12 м). В Муниципальном музее на холме Исозаки разместил в двух горизонтальных параллелепипедах квадратного сечения (9,6 м.) экспозиционные залы, в квадратной же структуре - библиотеку, остальные помещения вписал в -рельеф.

зиционному замыслу. В одних случаях путем естественного освещения дости--гается единство внутренней световой среды с наружным световым климатом, и пространство, пронизанное светом, становится эстетическим фактором; в других используется направленный или динамический свет при общем затемнении, что создает эмоциональное напряжение.

В музеях применяются системы естественного, искусственного и совмещенного, интегрального освещения. В системах естественного освещения, различают верхнее освещение, верхнебоковое и боковое. При верхне-боко-вом освещении устраняются зеркальные отражения и достигается более высокий, чем при боковом, коэффициент использования естественного света и более высокий уровень освещенности в выставочной зоне, появляется возможность устройства отраженного освещения. Однако эта система уступает верхнему свету. Верхнее освещение фонарями организуется по всей поверхности потолка, в центральной зоне или по периметру. Интегральное освещение-результат совместного использования естественного и искусственного освещения в системах, обеспечивающих необходимый световой поток вне зависимости от времени дня и погодных условий: к естественному освещению по мере его ослабления подключаются системы искусственного освещения.

Приемы свегораспределения зависят от общего архитектурного замысла, решения экспозиции и определяются характером самих экспонатов. Освещение экспонатов всегда остается предметом особого внимания архитектора. Так, понижение яркости в зоне движения посетителей в сравнении с экспозиционной зоной-основа комфортных условий восприятия плоскостных экспонатов. Это достигается использованием затемняющих решеток.

Приведем несколько вариантов организации световой среды:

1 -максимальное раскрытие и естественное освещение всего пространства



16.7. Проблемы создания световой среды 275

Центральное

Боковое




Пе р-иферийн ое


3 .


Схемы верхнего естественного освещения

по Риттер

по Сиджеру



по Гусеву


9 10 11 12 13


Рис. 16.6. Варианты верхнего

естественного освещения

Л-галерея Уфтши во

Флоре1Щии. Лрхит. Mopoimii;

Б-музей Гупенхейма

в Нью-Йорке. Лрхит.

Ф.Л. Райт; В-музей Брера.

Милан. Лрхит. Лльбини;

Г-выставка в Венеции.

Архит. Г. Ртфельд;

Д - галерея искусств в Лунде.

Лрхит. К. Лнсхсльм; Е - Музей совремешюго искусства в Турине. Архитекторы Басси и Боскетти; Ж - i-алерея в Пизе Лрхит. П. Самиолези; 3-музей в Кембридже. Лрхит. Л. Мартиг; И музей Mei Поль де Ване. Лрхит. Л. Серт; К-Нацишальный музей запа;щото искусства в Токио. Лрхит. Ле

Корбюзье; / -схема освещения главного зала через фонарь верхнею света с северной стороны: / -ос1екление,

2 - подключаемый прожектор; -схема освещения боковых залов: / -картина. 2 - скрытые лампы, 3 - подвижный пункт освещения, 4-светящаяся полоса с устройством

вариан! а освещения,

5-естественный свет;

Л - освещение каргинной

галереи. Указаны КЕО

в плоскости выставочной

зоны с учетом о1раже11ного

света и о1ражения £юверхностей

поюлка. стен и пола; М.

Я-приемы верхнего

освещшия музеев

с объемными экспоиа1ами



музея с дополнительным искусственным подсветом экспонатов (например, музей в Гавре);

2-разграничение световых потоков- организация крупных выставочных помещений с верхним естественным светом и других залов с искусственным потолочным освещением (музей С. Гуггенхейма в Нью-Йорке);

3-прй двух этажах экспозиции-по первому этажу боковое естественное освещение расположенных по периметру залов и верхнее естественное освещение двухсветных залов и залов второго этажа (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пущкина в Москве);

4-использование систем верхне-бо-кового и отраженного естественного света с последовательным подключением искусственных систем (музей в Токио, архит. Ле Корбюзье). Верхнее боковое освещение может быть достигнуто путем смещения экспозиционных залов-верхних по отноще-нию к нижним (Музей современного искусства в Турине; рис. 16.6).

Проектирование осветительных установок в интерьере музея сводится к рещению задач: распределение и выбор яркостей и светлот, благоприятных для данной экспозиции; устранение дискомфортной блескости и выбор систем освещения, удовлетворяющих эстетическим и функциональным требованиям.

Хорощая видимость плоскостных экспонатов достигается соблюдением условий, указанных на рис. 16.7.

Технические трудности сочетания различных систем освещения обусловливают переход от естественного света к искусственному. Однако применение только искусственного света приводит к искажению цветопередачи и оказывает негативное влияние на психофизиологию посетителей.

Вместе с тем применение искусственного освещения внутренних залов вполне уместно.

Одно из условий проектирования искусственного освещения - скрыть прямой источник света от глаз посети-


Рис. 16.7. Теоретические ус.ювия освещения при верхнем свете (по Г. Реттшу) Я-высота картины, /1-расстояние от зрителя до карзииы U:A\ :1,58. Минимальное расстояние меж/ду стенами 1U + 1,6 м + - 1,0 м. Угол падения наружного луча света на верхний край картины 27.

Высота.помещения и тирниа остекления noTo.iKa определяются на больших картинах. Искуссшениое освещение должно давать направление света на верхний край картины под умлом 30 и 63°. Угол зрения иа верхний край картины не должен превышать it, на нижний край 7"*

телей. Применяют преимущественно встроенное искусственное освещение- светящие потолки общего равномерно рассеянного освещения, периметральное, софитное, боковое и местное искусственное освещение (в карнизах, панелях, в виде полос). Осветительные приборы являются элементами световой архитектуры.

16.8. Техническое оснащение

Наряду с системами освещения в музеях большое значение имеет микроклиматический и акустический комфорт. Для сохранности экспонатов и обеспечения благоприятных условий пребывания посетителей современное здание музея оснащается системой кондиционирования воздуха, автоматическим пожаротущением, сигнализацией, центральным пылеудалением, механическим удалением снега с остекленных кровель и фонарей и другими системами.

Системы кондиционирования воздуха * и естественного верхнего освещения следует разобщать. Для этого горизонтальные разводки воздухопо-

* в .музеях температура и относительная влажность должны быть постоянными и составлять соответственно 18°С и 70-80%.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179