Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

/6.5. Принципы организации экспозиции 7.1 \




1 llll 11 . !Г"

--гг-

Ш--

-. -J :i 1

1 =

1 1

. 1

1 "

1? 0

L---------





Pwc. 16.4. Ксмпозиционные приемы решения музейных здашш

а-Лснинский мемориальный

центр в Ульяновске. 1968.

Архитекторы Б. Мезенцев.

М. Константинов,

Г. Исакович; б филиа-i

Центральною музея

В. И. Ленина- Ташкент, 1970.

Архитекторы Е. Розанов,

Н Шестопал; в-музей Революции в Сараево. Архит. Б. Магас г -Мемориа-t в память Национального Словацкого восстания ТВ Банска-Бистрицс. Архит. Шушан Кузьма; г-Музей современною искусства. Белфад. 1966 Архитекторы И. Антнч, И. Распопович

удобного осмотра экспонатов, без особых затрат усилий на подъем и спуск. Помещения, обслуживающие посетителей, и культурно-пропагандистского отдела при этом разме-

щаются в первом этаже, верхний этаж отводится для основной экспозиции.

Ступенчатое размещение экспозиции имеет то достоинство, что, не нарушая последовательности осмотра, посетитель легко преодолевает различия в уровнях и перед ним раскрываются экспонаты с разных сторон. Талкой прием применен в Музее современного искусства в Белграде, где разные уровни экспозиционных залов связаны короткими лестничными маршами (рис. 16.4, Д), а также в Музее ре-









Рыс. /6.5. Композиционные приемы решения музейных зданий

А - Палеонтологический музей

ЛН СССР. Москва,

Архитекторы Ю. Платонов,

В. Яковенко;

Б-Литературный музей.

Москва. Архит.

В. Тальковский; В Музей

революции Литовской ССР.

Вильнюс. Архитекторы

Г. Баравикас, В. Велюс,-

/ Музей комсомольской славы им. Алексан,чра Матросова. Ве-шкис Луки. Архитекторы А. Белоконь, В. Бра иное, А Константинов; Д Музей Молодой твардии. Краснодон. 1970. Архит. В. Смирнов, Е - Музей красных латьипских стрелков. Рига. 1970. Архитекторы Д. Дриба Г. Лусис-Гринберг, скульптор В. Альбер1с

волюции Литовской ССР в Вильнюсе (рис. 16.5, В). Применимо также спиральное расположение залов на разных уровнях (музей М. Чюрлениса в Каунасе).

На ограниченной территории строятся многоэтажные музеи-с единообразными безопорными залами



16.6. Простраистеенное построенш музея 273

В четырех (Музей американского искусства, архит. М. Брейер; см. рис. 16..3,Д), в пяти уровнях (Иельская художественная галерея, архит. Л. Кап), или при большей .этажности с вертикальным зонированием (Музей современного искусства в Нью-Йорке, архит. Э. Стоун:, один этаж занимает кинолекционный зал, два этажа-постоянная выставка, два этажа-временные выставки, в верхних двух этажах-помещения отдыха, кафе и ресторан). Однако размещение экспозиции в одном уровне предпочтительно. Так. в пригороде Дюссельдорфа ансамбль музея (архит. Г. Голлейн, 1982 г.) содержит квадратную сетку экспозщионных залов с верхним светом, повышенный корпус с залом периодических выставок, конференц-залом, библиотекой, кабинетами для работы, парк.

При решении экспозиции следует учитывать быструю утомляемость посетителей. В музеях создаются места отдыха, а также предусматриваются изменения в характере подачи экиюзи-ционного материала. Для психологической разрядки желательно обеспечить визуальную связь с внешней федой.

16.6. Пространственное построение музея

Объемно-пространственная организация музейного здания зависит от замысла и идейно-художественной концепции автора. Одним из принципов объемного построения является «универсальное пространство», меняющееся и трансформируемое во времени в соответствии с требованиями экспозиции. Впервые применивший этот принцип архит. Мис ван дер Роэ реализует его последовательно в проекте «Музея для небольшого города» (1942 г.), в Национальной галерее в Западном Берлине (1960 г.; см. рис. 16.3, В). Нерасчлененное свободное пространство имеет минимум элементов архитектуры: легкие свободно стоящие стены не доходят до потолка, отсутствуют внутренние опоры, нргчто

не отвлекает от экспозиции. При свободном плане и подобной организации пространственной среды произведения искусства взаимодействуют друг с другом и с окружающим пространством: через витражи посетителю раскрывается окружающий пейзаж, который служит фоном экспозиции.

Наряду с тенденцией к открытости пространства музея во внешнюю феду типологическим признаком музейных зданий, функционально и художественно оправданным, можно считать решение интерьера музея, изолированного от внешней среды глухими поверхностями. Примером такого решения может служить проект музея в Каракасе архит. О. Нимейера (рис. 16.3,£).

Композиция здания музея получает органическое единство, если придерживаться принципа проектирования от внутреннего пространства к экстерьеру, выдвинутого Ф.Л. Райтом. Так, объемно-пространственный замысел (1959 г.) в музее С. Гуггенхейма получает полное отражение во внешней архитектурной форме. Структура гигантского пандуса, поднимающегося к светящемуся куполу, выражена в глухом ступенчатом пластическом объеме (рис. 16.2, Г).

В связи с видоизменением функций музеев как растущих культурно-просветительных учреждений и постоянным пополнением коллекций возникает потребность в проектировании музейных зданий с гибкой планировкой, рассчитанных на перераспределение внутренних пространств, изменения и мобильную трансформацию. Так, в проекте «Мобильного музея» в Париже (архит. Ж. Гуэзе) предложена модульная система, позволяющая изменять положение фрагментов перекрытий.

Необходимость развития музея во времени вызвала к жизни концепцию Ле Корбюзье-музея «непрерывного, роста». В 1930 г. он проектирует музей с обстройкой по периметру существующего центрального ядра новыми залами (рис. 16.3, Б). В 1954 г. мастер реализует свою идею с принуди-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179