Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

НО залы для лекции, передвижные выставки и библиотеку размещать в одном уровне и удобно связать их с вестибюлем. Такое рещение позволяет ограничить перемещение по му-зею тех посетителей, которые приходят только в данный отдел. В крупных музеях дифференцируется размещение зон отдыха; при значительных размерах библиотеки и организации ресторана предусматриваются отдельные входы.

График движения в музее органически связан с его планировочной структурой и строится в соответствии с функциональными членениями пространства и тематической режиссурой экспозиции. Распространенными типами графика движения является анфиладный и кольцевой. При организации движения необходимо исключить петли и встречные потоки, поэтому тупиковая планировка нежелательна.

Особое значение в структуре плана имеют узлы вертикальных коммуникаций. Лестницы, пандусы, лифты и эскалаторы являются важными средствами организации графика движения и последовательности эмоционального юс-приятия. Расположение лестниц и их число зависят от этажности здания, емкости людских потоков и замысла экспозиционного осмотра. Из соображений пожарной безопасности верхний этаж здания музея должен иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Главная лестница, как правило, создает первое впечатление от интерьера музея (Эрмитаж в Ленинграде, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве). Главная лестница, ведущая до уровня второго этажа, где развернута основная экспозиция, может быть открытой, любого очертания, с пропускной способностью 100 чел. на 1 м ширины марша. Вторая лестница ставится на пути обратного движения. Помимо главных лестниц, служащих для разделения входящих и выходящих посетителей, предусматриваются второстепенные эвакуационные лестницы в капитальных стенах.

Пандусы используются для органи-

зации последовательного движения и одновременно осмотра экспозиции. Так, в музее Циолковского в Калуге по периметру главного зала идет пандус. Постепенно спускаясь по пандусу, посетитель осматривает экспозицию, размещенную вдоль пандуса, а также экспонаты, подвешенные в центральном пространстве. Пандус вместе с лифтом применен в музее С. Гуггенхейма в Нью-Йорке - поднявшись на лифте, посетитель затем спускается по виткам пандуса вниз (рис. 16.3, Г).

Целенаправленный график движения и сопутствующий ему маршрут восприятия экспозиции должны быть подчинены функционально-смысловому и идейно-образному решению музейного пространства.

Вспомогательные помещения изолируются от экспозиционных залов и комплекса помещений для посетителей. Задача состоит в том, чтобы сотрудники-экспозиционеры могли легко посещать зону экспозиции, а посетители-специалисты попадать в фонды музея и кабинеты научных исследований. Фондохранилища следует проектировать как своеобразные демонстрационные помещения в соответствии с характером экспонатов и с систематизированным расположением запасных коллекций. Иногда фонды размещаются на одном уровне с экспозиционными залами. При любом варианте необходимо обеспечить удобную транспортировку экспонатов из фондохранилищ в экспозиционную зону. Обслуживание мастерских, фондохранилищ, помещений приема экспонатов и ресторана желательно предусмотречъ из служебного двора.

Для современного музейного здания характерна «открытая» пространственная структура, способная легко адаптироваться к изменениям функциональной программы.

16.5. Принципы

организации экспозиции

Создание оптимальных условий для восприятия зкспозиции - важнейшая





в

1 rV Ml

1 imHh



Рис. 163. Конпозиционные npucvbi решения музейных зданий

А Национальный музей западного искусства в Токио. Лрхит. Ле Корбюзье; Б-«Расту1Ш1Й музей» Ле Корбюзье; рост за счет прибавления вигков спира;ш; В-Национальная галерея

в Западном Берлине. Лрхит. Мис ван дер Роэ; Г музей Гуггенхсйма в Нью-Йорке. Лрхит. Ф.Л. PaifT: Ц Музей американского искусства в Нью-Йорке «Уитни». Лрхит. М. Брейер; К проект музея современного искусства в Каракасе. Лрхит. О. Нимейер

Проблема проектирования музея. Специфика музейной экспозиции по сравнению с выставочной "состоит в ее относительной стационарности, а также в самом подходе к экспонируемому материалу. В экспозиции музеев при-

меняется метод активного показа экспонатов техническими средствами, однако главным остается экспозиция подлинных материальных объектов, реликвий разного рода, письменных документов, уникальных произведений искусства. Такие объекты сами по себе создают определенное настроение, но, этому должна способствовать организация экспозиции. Так, Ле Корбюзье в Музее искусств в Токио ставил задачи: выявить достоинства произведения искусства; создать наилучшие условия



освещения каждого экспоната; обеспечить возможность без помех со стороны других посетителей насладиться произведениями искусства; обеспечить условия углубленного изучения экспонатов, сделав доступными для интересующихся посетителей все коллекции музея (рис. 16.3, у4).

От конкретного типа коллекций зависит построение интерьера, поэтому при проектировании музейного здания придается значение разработке «генерального тематико-экспозиционного плана». В ряде случаев характер коллекций позволяет построить экспозицию по историко-хронологическому признаку.

Интерьер должен быть организован с учетом движения и восприятия посетителя и удовлетворять двум условиям:

а) свобода выбора маршрута осмотра, которая дает возможность посетителю пройти по всему маршруту или ограничиться осмотром ведущих разделов, минуя остальные. Это достигается созданием центрального ядра-распределительного пространства, которое становится вводным залом, местом сбора экскурсий. Отсюда можно пройти в любой из залов, что обеспечивает простой график движения посетителей. В развитие этого приема возникают системы веерного радиального размещения залов вокруг ядра композиции (Национальный музей археологии в Сиракузах; см. рис. 16.2,В).

Свобода выбора маршрута может быть достигнута организацией экспозиции в едином недифференцированном пространстве. Так, в Мемориале В. И. Ленина в г. Ульяновске создано целостное нерасчлененное пространство, разделы экспозиции выделены выставочным оборудованием;

б) дифференциация экспозиции в зависимости от запросов посетителей.

Следует удовлетворить интересам основных двух групп посетителей-впервые знакомящихся с экспозицией и ранее посетивших музей. Выборочное ознакомление с музейными коллекциями посетителями первой группы

достигается организацией «первого» плана экспозиции, состоящей из важнейших экспонатов, вызывающих наибольший художественный или исторический интерес, и «второго» плана, рассчитанного на посетителей, приходящих с учебной, образовательной или научной целью. Этим требованиям отвечает размещение в центральной части залов главных экспонатов для свободного осмотра, а второстепенных-по периметру стен Широко применяется прием создания основных крупных залов и сопутствующих им малых помещений (см. рис. 16.2, Б). В проекте Национального музея археологии в Сиракузах предусмотрены входной вестибюль, вводный зал, индивидуальные аванзалы перед каждой секцией. Каждая секция решается таким образом, чтобы посетитель мог ограничиться обзором основной экспозиции, а специалист нашел бы значи-тельнор число дополнительных экспонатов в малых залах со строгой классификацией, хронологией и сопроводительными пояснениями. Возможен вариант планировки музея из нескольких самостоятельных разделов, каждый из которых содержит экспозиционную зону первого плана и зону фондов и хранения, расположенную поблизости и рассчитанную на доступ-посетителей-специалистов. Таким образом, архитектура интерьера музея формируется в зависимости от того, каковы приемы организации экспозиции.

В настоящее время появляется тенденция создания в залах «атмосферы» эпохи, для чего экспонаты основной коллекции даются в историко-культурном аспекте.

Здания музея могут быть одноэтажными, в два этажа с цоколем, с перепадом экспозиционных площадей в полэтажа, многоэтажными.

В двухэтажном музее создаются наиболее благоприятные условия для

Для второго плана используются турникеты, выдвижные витрины, сменные диапозитивы, электронные справочные установки и пр..




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179