Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

16.3. Основные группы помещений 265

И Е Е И SI-



Рис. 16.2. Принципиальные схемы

фупкциоиалыю-плапировочпой структуры и движения в музее

А -функционально-планировочная структура музея:

1 вестибюль и гардероб;

2 ииформацио1шоч:правочный отдел; 3 ~помси1Сние экскурсоводов; 4 -медпункт;

5-курительная; 6- туалет; 7-киоски; g-помещения отдыха; 9-буфет; iO-детская игровая; И лекционный зал; i2-30Ha массовых мероприятий; 13 залы периодических выставок; i4-ayдитopия; i5-библиoтeкa; 76--фойе; 17- дирекция; 18 конференц-зал; i9-Ka6HHeTbi научных

работников; 20-вестибюль служебный; 21 бытовые помещения; 22-столовая персонала с подсобными; 23 фото- и другие лаборатории и мастерские; 24-прием, обработка, консервация, подготовка экспонатов; 25-тсх1шческнс помещения; 26 сейф; . Б - пришшпиальная схема движения (по Ф. Мицисси): i-вход; 2-главный вестибю.ш; 3-аванзалы; 4-экспозиционные залы (первый план экспозиции); 5- второй план зкспозиции; В~нацнональный музей археологии в Сиракузах; 1 вход; 2 главный вестибю:ш; 3 -отдых; 4 экспозиционные залы

медпункта, курительные и туалетные, киоски для продажи книг, репродукций и сувениров (иногда салон-выставка-продажа), помещения для отдыха, буфеты (ресторан), студия изобразительного искусства в художественных музеях, детская игровая комната.

Вестибюль формирует первое впечатление посетителей от интерьера музея. Площадь вестибюльной группы определяют исходя из вместимости здания и режима его работы. Площадь вестибюля и гардероба рассчитывается с учетом единовременного пребывания в музее U-U общего числа посетителей в день; при этом предполагается, что посетитель находится в музее в течение 1,5-2 ч.

В информационном центре концентрируется информационно-справочное, консультативное и экскурсионное обслуживание посетителей. Организованные посетители-экскурсанты составляют до 30% общего числа, 70% составляют посетители-одиночки. Центр содержит информационный зал с аудиовизуальной и телевизионной аппаратурой, школьный кабинет, лабораторию запросов посетителей. Служба информации в- современных музеях приобретает все большее значение в связи с широкой программой деятельности всех подразделений музея и задачей удовлетворения запросов посетителей.

Помещения для отдыха и буфета служат паузами в ознакомлении с экспозицией. Желательна их зрительная связь с внешней средой.

Санитарные узлы в музеях должны быть хорошо изолированы от других помещений, иметь естественное освещение; рассчитываются на равное число посетителей мужчин и женщин. Курительные проектируются изолированно от туалетов.

Вторая группа помещений-куль- турно-пропагандистский отдел: лекционный зал, универсальное пространство, залы периодических выставок, библиотека.

Лекционный зал используется для показа коротких документальных



фильмов. Предназначается также для ленинских чтений, докладов, научных конференций, семинаров пропагандистов, собраний ветеранов, передовиков производства. При лекционном зале* размещаются лекторская комната и кинопроекционная, фойе и кулуары.

Рост городского населения и повы-щение его мобильности привели к необычному росту посещаемости музеев, так называемому «музейному взрыву». В связи с этим получили распространение организация временных выставок и проведение различных мероприятий в универсальном пространстве (лекции, концерты).

Универсальное пространство служит для массовых общественных мероприятий и различных форм общения. Общение становится активным условием функционирования музея как социального организма. В малых музеях может для этого использоваться развитое фойе при лекционном зале и вводный зал при достаточных его размерах.

Залы периодических выставок служат для показа новых поступлений, передвижных и обменных выставок, выставок к знаменательным датам. Этот наиболее динамичный элемент музейной экспозиции привлекает значительные потоки посетителей.При залах периодических выставок предусматриваются резервные площади для подготовки и реэкспозиции. В современных музеях удельный вес пространств для временных выставок значителен и оказывает решающее влияние на планировочную структуру (музей XX в. в Западном Берлине).

Библиотека в музее рассчитана на обслуживание как сотрудников, так и посетителей. Она содержит читальный зал, каталожную, научно-библиографический отдел, помещения для просмотра микрофильмов, кабины

* в крупных музеях предусматривается несколько залов различной вместимости.

с аудиовизуальными аппаратами, книгохранилище.

Третья группа - зона постоянной экспозиции, которая зависит от характера коллекций. Так, в гсраеведческом музее экспозиция организуется по отделам природы, истории и советского периода. При зальном приеме планировки площадь залов не должна быть в малых музеях менее 50-60 м. Пространственная среда экспозиции при зальной планировке варьируется в зависимости от жанра экспонатуры. Так, в музее в селе Палех поставлена задача создать оптимальные условия для различного вида экспонатов: лаковой миниатюры, монументальной живописи, эскизов театральных декораций, графики. Вместе с тем желательно предусмотреть возможность гибкого решения единого внутреннего пространства в зависимости от специфики экспозиции с применением конструктивных приемов, позволяющих трансформацию помещений для наиболее выгодного показа экспонатов и срзда-

- ния эмоциональной обстановки. Сочетание различных по высоте, габаритам и освещенности экспозиционных залов способствует обострению внимания посетителей. При этом задача архитектора состоит в достижении последовательности эмоционального и эстетического напряжения. В связи с этой задачей и в соответствии с экспози-ционно-тематическим замыслом в составе экспозиционной зоны могут быть выделены пространственные акценты в виде вводного или заключительного залов. Так, смысловой и архитектурной доминантой музея В. И. Ленина в г. Ульяновске является Ленинский зал, в музее Вооруженных Сил СССР в Москве-зал Победы. Вводный зал-своеобразная «заглавная буква» музея-подготавливает посетителей к восприятию экспозиции. Нередко в экспозиционную зону включают диорамы.

Своеобразную планировочную

, структуру имеют музеи-панорамы. Центральным ядром является художественное произведение-панорама, тре-



16.4. Функционшьные взаимосвязи 1Ы

бующая специального круглого зала. Крупное живошсное полотно дополняется объемным передним планом. Помещение панорамы получает периметральное отраженное освещение. В центре зала-кольцевая площадка для кругового осмотра. Над смотровой площадкой-подвесной потолок, затененный по сравнению с пространством собственно панорамы. На смотровую площадку ведут лестницы с нижнего уровня. В музее Бородинской битвы (Москва) панорамный зал находится в центре и определяет общую форму здания. В крыльях размещена экспозиция реликвий, исторических памятников и произведений искусства, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Высота рядовых экспозиционных залов определена 4-5 м, больших залов 678 м. Желательно иметь резервные площади для перспективного расширения экспозиции, в начальный период занятые под временные выставки.

Четвертая группа - помещения дирекции, администрации, малого конференц-зала, кабинетов для научных работников (частично при фондах). Значительные площади отводятся лабораториям по репродуцированию материалов фондов, реставрационным мастерским, помещениям подготовки экспонатов для длительного хранения и фондохранилищам, запасникам, помещениям технического оборудования. Реставрационные мастерские оборудуются рентгеновскими кабинетами, лабораториями люминесцентного анализа и фотографирования в ультрафиолетовом освещении, химической лабораторией, дезинфекционной камерой и пр. При проектировании фондохранилищ следует исходить из задач обеспечения необходимых условий хранения экспонатов (подлинных фондов и научно-вспомогательных материалов). Площади фондохранилищ составляют */з от экспозиционных плоцда-дей. При этом в экспозиционных залах размещается 20% единиц хранения фондов. К зоне фондов относятся по-

мещения приема, обработки, консервации, изучения и подготовки материалов к экспонированию.

При группе служебных помещений предусматриваются специальный вход, гардероб, помещения душевых с раздевальными, санузлы, столовая персонала с подсобными помещениями.

Площади экспозиционных залов и отдела культурно-пропагандистской работы должны составлять с площадью всех вспомогательных помещений соотношение, близкое 1:1. Только при такой пропорции музей способен вьшолнят1з свои многосторонние функции.

16.4. Функциональные взаимосвязи

Музей рассчитан на массовое посещение, его планировка должна удовле-творят1з требованиям организации движения посетителей с целью обеспечения наилучшего осмотра экспонатов, учета утомляемости посетителей и возможности проведения обзорных и тематических экскурсий. В крупных му-зеях индивидуальные посетители могут получить микромагнитофоны, передающие сведения об экспонатах, пока посетитель находится в зоне экспоната.

Планировка должна отвечать технологическим требованиям сменности и сохранности экспозиции и возможности изменения функциональных программ, дифференциации видов деятельности и изменения во времени самого здания. Вестибюльная группа и информационный центр обычно размещаются до пункта контроля. Помещения отдыха и буфета находятся за пунктом контроля.

Архитектурно-планировочное решение вестибюля должно способствовать хорошей ориентации посетителей. При ограниченных размерах вестибюля же- лательно визуально раскрыть его в вводный зал, зал периодических выставок.

Учитывая интенсивность и регулярность потоков в культурно-пропагандистский отдел, наиболее целесообраз-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179