Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

16 Глава. Музеи

16.1. Общие положения

Музеи - культурно-просветительные учреждения, способствующие идеологическому и нравственному воспитанию, образованию и привлечению к культуре и искусству щироких масс населения. Современный музей-место экспозиции и хранения памятников материальной и духовной культуры и постоянно растущий научно-исследовательский центр.

Основное содержание музея-характер его уникальных коллекций - накладывает существенный отпечаток на архитектурно-планировочное рещение и композицию музейного здания. Различают краеведческие и художественные музеи, музеи народных промыслов, историко-революционные и военно-исторические музеи, мемориальные-в память героических событий, выдающихся личностей, деятелей искусства, литературы, театра; музеи по отдельным разделам наук-геологии, палеонтологии, зоологии, океанографии и-многие другие. Помимо профиля музея на его структуру и художественный образ влияют посещаемость музея, связанная с величиной города, виды и объемы проводимых мероприятий, факторы внещней среды-социально-культурные, региональные, природно-климатические и градостроительные условия, а также емкость здания-его абсолютные размеры. По объему музеи подразделяются на крупные-от 300 до 80 тыс. м, средние-от 80 до 30 тыс м и .малые-объемом от 30 до 10 тыс. м. Музеи образуют единую республиканскую, областную и городскую сеть, при построении которой проявляются тенденции к интеграции, т.е. объединению малых музеев, или к дифференциации-организации филиалов и специализации профиля музея. Однако музеям как определенному типу общественного здания присущи типологические признаки и соответствующие им

принципы построения, которые следует учитывать при проектировании музейных зданий.

Проектирование музеев-сложная комплексная задача достижения архитектурно-композиционного, пространственного, функционально-планировочного, конструктивного и технического единства. Главное в проектировании здания музея-создание -такой структуры, распределения по.мещений и их взаимосвязей, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для ознакомления с коллекциями музея, восприятия и изучения важнейщих экспонатов и необходимые условия хранения коллекций. Архитектурно-пространственное построение музея должно содействовать раскрытию темати-ко-экспозиционного замьюла, а техническое оснащение здания -обеспечить комфортный температурно-влажност-ный, световой и акустический режим. Будучи для города уникальным объектом по своей общественной значимости, здание музея независимо от его объема по своему облику должно соответствовать идейно-воспитательной роли и стать достопримечательностью города. Это накладывает на архитектора ответственность за художественную выразительность проектируемого здания.

16.2. Влияние природных

и градостроительных факторов на формирование типа музейного здания

Размещение музея как общественного здания связано с решением большой градостроительной задачи, поэтому место для здания музея выбирается с особой тщательностью, с учетом фактора доступности и высокой посещаемости. Практика современного музейного строительства дает характерные приемы расположения музеев



16.2, Влияние природных и градостроительных факторов 263





Рис. 16.1. Положение музейного здания в городе А-т свобо/яном участке. Схема расположения Мучея истории космонавтики им. К. Циолковского в Калуге, й-положение музея по проектам конкурса; б - осуществленное положение: /-парк, 2-могила к. Циолковского,

3-открытая площадь, 4 здание музея, 5-зеленый склон, 6 -установка ракеты «Восток»;

Б -в зоне старого города-в стесненных условиях. Расположение Дворца выставок в Вильнюсе: / здание дворца выставок, 2-художественный музей, 3-опорная застройка;

В-в составе общественного центра. Расположение Мемориального центра В.И.Ленина в Ульяновске: /-мемориальный центр, 2-дом Жарковой, где жнла семья Ульяновых в 1871-1875 гг.; i -гостиница «Венец»; 4 мемориальная плоша/дь к столетию со дня рождения

В.И. Ленина; 5-памятник В.И.Ленину; 6 площадь В. И. Ленина; Г с раскрытием на воду. Рас1ю;южение Музея красных ла1Ъ1П1Ских стрелков в Риге: /-площадь с монументом; 2 музей; 3-зеленый партер , с розарием; 4 Домский собор; 5 - р. Даугава



264 Глат 16. Музеи

В Природной или Градостроительной среде:

1 -островное свободное расположение музея на открытом природном участке. Предполагает круговой обзор здания с разных точек зрения. Такое положение требует увязки архитектурного решения здания с природным окружением (размещение музея Циолковского в Калуге на высоком открытом холме-рис. 16.1, у4; расположение музея Леже в Биоте). Положение музея в парке облегчает достижение связи интерьера с внешней средой, организацию экспозиции на открытом воздухе, террасирование территории, включение в композицию зелени и воды (музей «Мэт» в Сен-Поль де Вансе), создает предпосылки эстетической выразительности здания и защиты его от пыли и загрязненного воздуха;

2-размещение музея в зоне реконструируемой улицы, площади города. Если музей располагается в ансамбле старого города, возникает проблема взаимосвязи старого и нового. Необходимо прежде всего определить, с какой целью включается в ансамбль новый объект. Если он должен стать ведущим элементом в композиции, ему придается значение статической доминанты (музей Латышских Красных стрелков в Риге; рис. 16.1, Г). В том случае, когда объект включают в сложившуюся пространственную композицию, ему придается подчиненный характер, и целостность ансамбля достигается средствами соразмерности масштабов, единством ритма и модуля (Дворец выставок в исторической части Вильнюса; рис. 16.1, Б).

В стесненных городских условиях музейное здание, контрастируя со сложившейся застройкой, получает укрупненное объемное решение (музей С. Гуггенхейма и музей Уитни в Шю-Йорке);

3-размещение музея в составе культурного центра города. При этом музей рассматривается как часть нового ансамбля (Мемориальный центр в г. Ульяновске в составе мемориальной зоны, рис. 16.1, В; здание филиала

Центрального музея В. И. Ленина в зоне общественно-административного центра Ташкента). При размещении музея в единовременно создаваемом ансамбле структура объекта подчиняется творческому замьюлу и наделяется соответствующими пластическими качествами и пропорциональным строем. Расположение музея в культурном центре повышает его посещаемость.

Для здания музея следует предпочитать участок, который имеет удобные транспортные связи с центром и другими районами города. При выборе участка окружение и территория оцениваются с позиции возможности развития музея во времени.

Для изоляции здания музея от уличного шума оно отодвигается от красной линии застройки не менее чем на 30 м и перед входом создается свободная площадь, а также место для стоянок автомобилей и экскурсионных автобусов. Перед каждым входом и выходом организуется свободная площадь не менее 0,25 м на одного посетителя. Для доставки материалов экспозиции при музее предусматриваются открытая площадка или двор, достаточные для разворота автомобилей с крупногабаритными грузами. Особой задачей является проектирование самой территории музея.

16.3. Основные

группы помещений

Современный музей-многофункциональный объект, в котором развивается и. совершенствуется ряд функций: хранения экспонатов, выставочная, воспитательная, клубная, образовательная, массово-просветительная, научно-исследовательская и методическая. Содержание музейной работы отражается на его внутренней структуре и составе групп помещений (рис. 16.2, Л).

Первая группа-помещения, обслуживающие посетителей: вестибюль с гардеробом, информационно-справочный центр, комнаты экскурсоводов.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179