Почему колонны так популярны?
Что такое модерн?
Хай-тек в архитектуре
Почему популярны стили «шале» и «фахверк»
Интересная архитектура - факты
Почему актуальна классика?
Озеленение крыш
Символ бесконечности в архитектуре
Какие архитектурные стили наиболее популярны?
Особенности архитектуры в мегаполисе
Коттеджи стиля хай-тек
В каком стиле построить коттедж?
Почему прозрачные дома входят в моду?
Малые архитектурные формы для загородного дома
10 самых красивых замков мира
Необычная архитектура
nagazeli.ru |
Не секрет, что издревле, еще задолго до нашей эры, имело место строительство как непременный атрибут и вид общественной деятельности. А из этого следует непреложно истинный факт, что человечество уже тогда, во времена глубокой древности, имело все предпосылки, чтобы в дальнейшем, на основании заложенных основ строительства, воссоздавать предметы архитектуры, среди которых, разумеется, будут встречаться, впоследствии, и великие архитектурные шедевры. В современное время, когда значительная часть древних и средневековых архитектурных сооружений и зданий не только уцелела, но и фактически сохранила свой первоначальный вид, многие из нас наверняка, если еще не побывали в таких местах, то мечтают увидеть все эти роскошные дворцы, замки, шато, ратуши, коттеджи, которые были созданы поистине лучшими мастерами тех эпох. Тот человек, который уже побывал, например, в европейских средневековых городках, побродил по их узеньким улочкам, насладившись местными достопримечательностями, уже, как правило, достаточно искушен и подкован в плане исторических особенностей архитектуры и вполне различает тот или иной архитектурный стиль, его нюансы и особенности. Как нетрудно догадаться, исходя из конкретного стиля архитектуры, уже смело можно судить о времени эпохи, когда строились здания и сооружения, об уровне экономики и социальной среды государства, на территории которого расположены архитектурные творения. Не говоря уже о традициях и обычаях народностей, проживающих в государстве, их национальностях, культуре и народном творчестве местных, в целом обьединяя все это в одно обширное понятие как "этнос" или "менталитет". Известное дело, что зодчество (другой синонимальный вариант термина "архитектура") всегда определяет ту или иную область жизнедеятельности людей, формируя конкретное общество. Ведь создавая различные здания и постройки, в том числе и общественного назначения (вроде парков, концертных и культурных площадей, стадионов), не упоминая уже о целых поселениях и огромных городах, все это в совокупности производит на людей (а в особенности, на приезжих) неизгладимое впечатление, рождает особые чувства, восторженное настроение. Вот почему архитектуру вполне заслуженно называют искусством - искусством с большой буквы! Ведь нужно не просто соорудить здание, рассчитав все строго по проекту, соблюдая симметрию и другие важные параметры, но и придать этому зданию изящество, грациозность, дабы глаз радовался любого проходящего мимо человека. Архитектура всегда была тесно переплетена с общественной жизнью, нравами и обычаями определенной социальной среды, общества того или иного государства. И самые выдающиеся архитектурные сооружения всегда выделяют и ставят свою страну на "видное" место. Например, возьмем тот же Акрополь в Греции (Афины) или Великую Китайскую Стену, видимую даже в космосе. Поэтому лишний раз такие примеры свидетельствуют о том, что архитектура напрямую имеет связь с общественной средой, и искусство создавать, грубо скажем так, каменные, глиняные и бетонные шедевры, всегда определяет уровень образованности, интеллектуальности и высокого ранга общества, которое осуществляет создание или реставрацию архитектурных зданий и сооружений. И в сегодняшние дни, связь архитектурного искусства с обществом лишний раз подтверждается тем, что каждой эпохе времени соответствует своя определенная система создания предметов архитектуры, свой стиль, что говорит еще и о многогранности архитектуры как искусства. Что и говорить о наших днях, когда миром фактически правят коммерция, заказы частного характера и, что очень важно отметить, потребительские качества, в связи с чем архитектор несколько скован и ограничен в своей деятельности, поскольку нужно и уложиться в сроки, как требует того заказчик, не забывая о качестве своей работы, ну и добавим еще красивый эстетический вид сооружения или здания. Однако, как ни странно, благодаря этому для архитектора открывается широкое поле возможностей и выбор стиля архитектуры, несмотря на то, что поиск некого идеала в архитектуре был всегда огромной задачей для всех народностей и государств мира. Известно, что самые прекраснейшие шедевры в области строительства и архитектуры принадлежали великим державам тех времен. Самые яркие примеры: Египет, многие страны Европы, Россия, Китай. Несколько слов о народной архитектуре. Что это такое? Ответ очень прост: данный вид архитектуры относится преимущественно к той категории архитектуры и строительства, где создатели зданий и сооружений полностью обходятся без определенной формальной образовательной подготовки, руководствуясь лишь собственными познаниями. Вы можете спросить: "Но где сейчас встретишь таких строителей?". В настоящее время, они тоже есть - страны третьего мира включают в себя данный вид архитектуры. Здания, построенные по народным традициям и предписаниям, также сильно зависят от географического положения на планете, а если быть более корректным и точным - от данной народности, ее этнических особенностей. Какими бы непривычными и устаревшими не казались сооружения народной архитектуры, в последнее время, ещё начиная примерно с шестидесятых годов прошлого столетия, ученые и архитекторы всерьез занялись тщательным изучением архитектур различных народов мира, в частности, проживающих в странах третьего мира. Каждый из этих ученых пророчит хорошее будущее данному виду зодчества, поскольку народная архитектура имеет ряд своих особенностей и огромных преимуществ в сравнении с традиционной городской архитектурой. Наше настоящее и технологии будущего. Зеленая архитектура. В настоящее время достаточно несложно узнать и проследить за тем, как здания влияют на окружающую среду, посредством выделения углекислого газа, создавая таким образом парниковый эффект. К примеру, порядка 30 процентов составляет показатель выделяющегося углекислого газа за счет зданий в обычной городской и мегаполисной средах. Зеленая архитектура - сей термин был создан в восьмидесятых годах прошлого века, но проблемами экологического характера архитекторы были заинтересованы ещё в давние времена, проектируя свою работу таким образом, дабы это имело целесообразность и с экологической точки зрения в том числе. Что и говорить, сегодня архитектурные изобретения (вполне подходящее слово для современного предмета зодчества) настолько неординарны и потрясающе позиционируют себя в городах, что в прошлые века и тысячелетия люди даже не могли это вообразить в своих самых призрачных мечтах и грезах. Во многом архитекторы готовы отдать должное тем, кто стоял у истоков промышленности, а также являлся предшественником промышленных дел. Дело в том, что различные технологии строительства и зодчества, созданные ранее, положили начало огромному современному прогрессивному строительству и архитектурному делу. Но все же было бы грехом не упомянуть о том, как именно создавались ранее шедевры, взяв в качестве показательного примера эпоху Ренессанса: в те времена не было ни электричества, ни отопительных устройств и систем, и люди с самым простейшим примитивным набором инструментов строили здания, зачастую действуя, что называется, вслепую, по ситуации, импровизируя с целью создать достаточно утепленное сооружение, при этом способное к максимальной устойчивости, перегрузкам и климатическим условиям. Более позднее время, в сравнении со Средневековьем - 19 столетие - ознаменовалось революцией в промышленных областях. Именно тогда Джозеф Пакстон в США и Джузеппе Менгони, соответственно, в Италии изобрели вентиляционные и охлаждающие системы, призванные контролировать температурный режим в зданиях. Первые десятилетия 20-ого века также характеризуются новейшими технологиями: смесь бетона со сталью дают колоссальные возможности по созданию многоэтажных зданий - небоскребов. Относительно проектов, связанных с "зеленой архитектурой", нужно упомянуть об аркологии - концептуальном проекте итальянца-архитектора П.Солери, предложившего совместить архитектуру с экологическими принципами. В качестве примера самых современных экологических архитектурных сооружений приведем столичное здание в Малайзии местного архитектора Кен Йеанга, спроектировавшего био-климатическое сооружение, использующее солнечную энергию за счет батарей, находящихся на крыше здания и состоящее из специальных дверей, которые регулируют температурный режим в здании, в зависимости от погодных условий. Норман Фостер - известный архитектор, прославившийся своими оригинальными архитектурными био-творениями в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и других городах мира, вот уже в который раз доказывает, что процветающая ныне био-архитектура имеет большое перспективное будущее. Ну, и напоследок, в заключение, мы, пожалуй, повторимся, что архитектура была всегда во все времена существования человечества, с появлением общественного строя, поэтому каждая временная эпоха накладывала свой отпечаток в архитектурном плане, и человек, передавая из поколения в поколение знания, накопленные в процессе общего становления, в итоге сейчас имеет огромную кладезь технологий строительства, ориентируясь далеко не в самую последнюю очередь и на творческую составляющую архитектуры. История архитектуры История архитектуры, как часть истории искусства, представляет область малоизученную, почти не освещенную как в нашей, так и в иностранной литературе. Существующие в .мировой литературе общие обзоры истории архитектуры либо излагают только фактический материал истории зодчества без всякой попытки проанализировать его, либо сосредоточиваются на анализе только техники и конструкции отдельных произведений. Комплексного рассмотрения архитектурных произведений, как произведений искусства, замечательных памятников эпохи, отражающих социально-экономическое и идеологическое развитие общества на определенном этапе, в этих трудах по истории архитектуры нет. Первая законченная концепция истории архитектуры дана Гегелем в его «Эстетике». Эта концепция является типичной для немецкой идеалистической философии конца XVOI века и первой половины XIX века. Гегель, пользуясь своей диалектической триадой, разделяет историю архитектуры на три периода. Тезис - символическая архитектура, первая ступень развития мировой архитектуры. Это - догреческая архитектура Востока. Архитектурное произведение этого периода представляет символ, в котором воплощается религиозная идея, объединяющая народы, как говорит Геге.дь. Символическая архитектура - «независимая» архитектура - имеет сходство со скульптурой, поэтому Гегель называет ее «неорганической скульптурой». Антитезис - классическая архитектура, греческая архитектура. Она не имеет самостоятельного значения, подобно символической архитектуре, а представляет вместилище для человека или для статуи божества. Синтез - готическая архитектура, имеющая самостоятельное, независимое значение, подобно си.мволической архитектуре, и служащая человеку в качестве вместилища, подооно классической архитектуре. В конце 60-х гг. XIX века в области истории архитектуры явилась тенденция к неисторическому объяснению развития архитектуры. Это была реакция против идей немецкой идеалистической философии в области истории архитектуры. Земпер в своем большом исследовании «Стиль» (1861 - 1863) утверждает, что архитектурный стиль определяется практическим назначением здания. Художественную форму архитектурного произведения он сводит к конструкции и технике. Цейзинг в 1854-1855 гг. публикует свою теорию золотого сечения, согласно которой основой архитектурной композиции являются пропорции. Золотое сечение - наилучшая пропорция, наблюдаемая в природе, в частности в человеческом теле, а архитектор своим творчеством продолжает творчество природы. Другие исследователи объясняли архитектурный стиль исходя из природы страны, в которой архитектура создается. Начиная с 80-х годов XIX века получает широкое распространение циклическая теория эволюции архитектуры. Основоположниками этой теории являются Вельфлин, давший исследование архитектуры ренессанса и барокко (1888), и Франк.ль, с его учением о фазах развития новой европейской архитектуры. В трудах этих авторов анализируется смена стилей европейской архитектуры за два века (от XV до XVII), переход от ренессанса к барокко. Вельфлин дает более общее освещение архитектуры, его наблюдения и выводы в значительной степени применимы также и к скульптуре и к живописи. Франкль больше затрагивает специфические проблемы архитектурной композиции, но оба они устанавливают общие законы развития архитектуры. Вельфлин доказывает на примере триумфальных арок, что в римской архитектуре от 1 до III века н. э. наблюдается эволюция, сходная с переходом европейской архитектуры в XV-XVII веках от ренессанса к барокко. Франкль в книге «Handbuch der Kunstwissenschaft» утверждает, что переход от ро.манской архитектуры к готической подчиняется тем же закономерностям, что и переход итальянской архитектуры от ренессанса к барокко. Получается нечто вроде повторения форм развития архитектуры через какие-то периоды, получается некая цикличность в развитии архитектуры. Очень популярно й несколько грубовато такая схема развития архитектуры дана у Кон-Винера в его «Истории стилей изяшных искусств». Кон-Винер считает, что архитектура проделала пять эволюционных циклов своего развития - от конструктивной архитектуры через декоративную к орнаментальной архитектуре. Эти взгляды Кон-Винера оказали некоторое влияние на общую концепцию «Социологии искусства» Фриче. Греческая архитектура Главным созданием греческой архитектуры является греческий ордер, наиболее существенную часть которого составляет греческая колонна. Ордер - это строго определенная система расположения архитектурных частей, которая строится на основе постепенно сложившихся и с известного времени точно сформулированных правил чередования круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются, в противоположность колоннам, антаблементом. В эпоху наивысщего расцвета классической греческой архитектуры, в V веке до н. э., ведущий тип монументального здания - греческий храм - в сущности состоит из одного ордера, который повторяется и снаружи и внутри, выдвинут на первый план и всячески подчеркивается как главное содержание архитектуры того времени. Именно греческая архитектура легла в основу всего последующего зодчества Европы, строящегося вплоть до XX века, до нащих дней, на основе греческой архитектуры. При этом греческий архитектурный ордер является той системой, которая занимает архитекторов всех последующих эпох и стилей, которая изучается, исследуется, комментируется, практически воспроизводится и варьируется в новых постройках. Даже в такие эпохи, которые, как готика или современный конструктивизм, казалось бы, предельно далеки от греческих колонн и ордеров, даже и в эти эпохи архитектурная форма строится на основе бессознательного или сознательного отталкивания от основ греческой архитектуры, которая таким образом и в этом случае участвует в создании нового архитектурного стиля. Но помимо этого, несмотря на кажущееся огромное отличие от греческой архитектуры, даже и готика, даже и конструктивизм основываются на ее достижениях, без которых они не мыслимы. Самая форма колонн создана не греками, она в более или менее развитом виде очень распространена уже и в Египте, и в критской архитектуре. В Грецию колонна была занесена с Крита и из Египта. Правда, Египет значительно отличается от других восточных государств именно тем, что в его архитектуре колонна так широко применялась и играла такую большую роль. В этом смысле нельзя не выделить Египта среди восточных культур и не усмотреть в его зодчестве начала того блестящего развития, которое колонна получила впоследствии в Европе. Однако глубоко показательно, что именно греческая колонна, а не египетская, легла в основу последующего архитектурного развития. Несмотря на сходство, между ними существует глубокое принципиальное отличие. Для египетской колонны основными являются две особенности, которые определяют ее наиболее характерные черты: изобразительность и символичность. Египетская колонна изображает растение, ствол которого часто вырастает из листьев и обычно завершается цветком. Это растение имеет священное, религиозное значение, и весь египетский храм, частью которого является такая колонна, изображает священную рощу. Цветок, завершающий египетскую колонну, можно было бы сравнить с греческой капителью, тем более что этот цветок действительно был прототипом капители. Однако принципиальным отличием между ними является то, что цветок египетской капители не несет горизонтальных частей: над ним помещен прямоугольный каменный блок, который отделяет вертикальную колонну-растение от покоящихся на ней горизонтальных частей, чем особенно наглядно подчеркивается неконструктивная и изобразительно-символическая роль египетской капители. В противоположность этому греческая колонна (я сейчас говорю по преимуществу о дорическом ордере, в котором выстроены наиболее совершенные классические здания V века) неизобразительна и несимволична - она тектонична. Дорическая колонна дает в художественной форме выражение своего конструктивного назначения: она является подпорой, которая несет тяжесть. Не менее существенно и другое глубокое различие между египетской и греческой колоннами. Дверной пролет и его монументальное обрамление выше, чем ряды колонн по сторонам двери, которые окружают двор. Такое соотношение между дверью и колоннами диаметрально противоположно их соотношению в греческой архитектуре, где двери всегда ниже колонн. Это различие очень важно. В египетском храме колонна и колоннада являются только звеном более объемлющей и очень сложной системы форм, которая в качестве одного из своих звеньев включает и колоннады. Самый дворик является одним из элементов сильно растянутой в длину, нанизанной на прямую ось композиции постепенно сужающихся и затемняющихся по направлению к святилищу помещений, последовательность которых должна возбудить в посетителях религиозные чувства. Кроме того, та часть дворика, которая изображена на фотографии, подчиняет колоннаду по сторонам двери еще и в другом смысле более всеобъемлющей композиции. Первоначально в огромный пролет двери было вставлено маленькое деревянное обрамление, доходившее только приблизительно до половины высоты пролета. Колоннада является звеном динамической композиции. Формы нарастают от маленького дверного обрамления через колонны к большому дверному пролету и дальше к возвышающимся по его сторонам пилонам, которые еще много больше двери и, сужаясь, активно растут вверх. В целом получается драматический рост архитектурных форм, в котором колоннада играет роль одного из этапов общего движения. В греческом храме вся его архитектурная композиция подчеркивает господствующее положение колоннады, которая доминирует и над наружными массами, и над внутренним пространством здания. Все остальные части - стены, двери, ступени - подчинены колоннам и подготовляют этот главный, завершающий элемент классического греческого монументального здания. Архитектура имперского Киева На рубеже XVII и XVIII веков, оказавшись провинцией, Киев одновременно превратился в былинно-религиозную столицу империи. Начало российской государственности отождествлено с приходом христианства в Киевскую Русь. Город стал духовным средоточием оформления имперской идеи. В весьма ироничной, но доходчивой форме положение Киева в ряду трех столиц империи обрисовал Андрей Белый в романе "Петербург": "Что есть Русская Империя наша? Русская Империя наша есть географическое единство, что значит: часть известной планеты. И Русская империя заключает: во-первых - великую, малую, белую и червонную Русь; во-вторых - грузинское, польское, казанское и астраханское царство; в-третьих, она заключает... Но - прочая, прочая, прочая. Русская Империя наша состоит из множества городов: столичных, губернских, уездных, заштатных; и далее: - из первопрестольного града и матери градов русских. Град первопрестольный - Москва; и мать градов русских есть Киев. Петербург, или Санкт-Петербург, или Питер (что - то же) подлинно принадлежит Российской Империи. А Царьград, Констан-тиноград (или, как говорят, Константинополь), принадлеясит по праву наследия. И о нем распространяться не будем". Однако, где грань между столичностью и провинциальностью Киева в империи? Известно, что во время подъема и бурного роста империи, в ее "золотой век" (Екатерина II-Александр I) город находился в плачевном состоянии, и всеми признавался провинциею. И, наоборот, в конце XVII и в начале XX века, то есть в начале и в конце империи, город процветал. Дух города, гений места, то, что задумал о городе Бог, не даны сами по себе и не могут быть постигнуты до конца. Только в диалоге, через другое, сквозь то, что прикасалось к нему в своей деятельности и творчестве, можно приблизиться к его неизменяемой сущности. В данном случае в качестве такого другого выступает архитектура. Есть глубинная взаимосвязь между периодами становления империи и периодами обретения городом своей особой архитектоники. В начале империи, когда ее влияние было минимальным, Киев переживал один из наиболее значительных своих периодов, сохраняя автономию управления и оригинальность строения. Город самовыражался, буйствовал веками накопленной энергией. В нем процветало богатство искусств и ремесел. И все это было заключено в старые фа-ницы. Жизнь города сосредоточилась в народном слое, на Подоле. Империя же подчиняет Киев единому внеположенному началу, задает ему другой порядок и другой масштаб. Классицистическая перепланировка стремится урегулировать в нем все живое и самостоятельное. Город переносит это как вынужденную болезнь. Точнее, как операцию, подготовившую его к новому всплеску строительной активности и творчества. Но сам контур города теперь планируется извне, петербургскими стратегами и зодчими. Архитектурные памятники С 1928 по 1956 год являлся членом оргкомитета и участником Международных кенгрессов по современной архитектуре. Награжден золотыми меда лями Королевского обще ства британских архитекторов (1957) и Американского общества архитекторов (1963), множеством престижных премий. Работы Аалто олицетворяют дух финского народа и его тра диции. Архитектор был в дружеских отношениях с известными художниками Фернаном Леже, Жаном Арпоы и Константи ном Бранкуси, именно у них он позаимствовал влечение к криволинейным обтекаемым формам и к динамичному функциональному стилю в архитектуре. АВРЕЛИАНОВА СТЕНА (Aureiian Wall), по-итальянски Мига Aureliane, крепостной вал в императорском Риме, первоначально возведенный в 3 веке н. э. Строительство начал император Аврелиан, закончил его наследник Пров, в начале 5 века стену укрепил император Гонорий. Теодор Великий (6 век) и несколько средневековых понтификов предпринимали работы по восстановлению Аврелиановой стены. Первоначально она была возведена из римского бетона и облицована треугольными кирпичами. Длина ее около 20 км, толщина - около 4 м. В высоту стена первоначально достигала 7,2 м, но позже Флавий Стиличо, выдающийся военачальник императора Гонория, достроил ее до высоты 10,6 м и укрепил 380 башнями, стоявшими через каждые 30 м. В стене было 16 ворот. Архитектура общественных зданий Архитектура общественных зданий и сооружений призвана удовлетворять многообразные стороны жизнедеятельности человека, отражая в художественно-образной форме социальные процессы развития общества. Отвечая определенным материальным и духовным запросам, общественные здания должны вместе с тем соответствовать мировоззрению и идеологии общества. Значение идейно-художественной направленности нашей архитектуры было подчеркнуто в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС: «Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитек-17рные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов-это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии». Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры - это общественные здания и сооружения, в которых воплотились наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей. Свой домик Итак, вы приобрели садовый участок. Перед вами сразу же возник целый ряд проблем. Во-первых, как на 11ебольшом участке земли расположить многое из того, что вам необходимо. Во-вторых, по каким критериям выбирать место для садового домика, хозяйственных построек, сада, огорода. В-третьих, как реально оценить материальные и физические возможности для того, чтобы максимально реализовать свои замыслы. Прежде всего вам предстоит заняться планировкой и благоустройством участка, выбрать проект будущего домика и определить материал, из которого его нужно строить, чтобы он был дешевым, красивым и отвечал всем вашим запросам. Очень важно на этой стадии правильно определить все этапы строительства. Планировка участка включает следующие этапы: выбор оптимального месторасположения домика в зависимости ОТ ориентации по сторонам света, рельефа местности, расположения построек на соседних участках; зонирование и планировка каждой зоны в отдельности. Поначалу выясните, какой род занятий и какой ввд отдыха вы предпочитаете: ведь любая семья, состоящая из людей различного возраста, предпочитает организовать застройку и использование садового участка. Одни любят проводить свой досуг и ОТДЫХ в саду или на огороде, выращивая фрукты и овощи: занимаются цветоводством, и успешно, разбивают розарии и альпинарии в композиции с водоемами, подпорными стенками, интересным мощением дорожек. Канализация Предусмотренные государственным планом развития народного хозяйства грандиозные масштабы жилищного и промышленного строительства обусловливают необходимость дальнейшего увеличения объема и повышения темпов строительства канализационных систем. Осуществление строительства и эксплуатации систем канализации должны возглавить высококвалифицированные кадры. Вопросам, связанным с охраной окружающей среды и, в частности, с удалением, транспортированием, очисткой, обезвреживанием и обеззараживанием сточных вод, в нашей стране уделяется самое серьезное внимание. Специалисты, которые будут работать над решением всех этих вопросов, должны обладать глубокими знаниями в области ряда смежных наук. Так, при изучении движения сточных вод по трубопроводам необходимо знание законов гидравлики; применение биологических и химических методов очистки сточных вод требует знакомства с микробиологией и химией. При проектировании и строительстве сооружений для транспортирования и очистки сточных вод нужна хорошая подготовка для обоснованного выбора эффективных строительных материалов и конструкций, для организации производства и планирования строительных работ, механизации и автоматизации канализационных сооружений, технико-экономических расчетов возможных вариантов. Формирование инженеров такого широкого профиля обусловливает включение в учебный план специальности «Водоснабжение и канализация» необходимых дисциплин: гидравлика, насосы и насосные станции, специальная химия и микробиология, электротехника, автоматизация, теплотехника, детали машин, гидрология, инженерная геология и гидрогеология, гидротехнические сооружения и др. Изучение перечисленных дисциплин должно предшествовать прохождению соответствующих разделов курса «Канализация». Фермы, арки, конструкции Учебное пособие предназначено для студентов архитектурной специальности высших учебных заведений и составлено в соответствии с требованиями программы курса «Инженерные конструкции». Программа учитывает специфику архитектурного творчества, ориентирующегося, в первую очередь, на формы строительных конструкций, а во вторую, - на материалы, из которых они выполняются. В соответствии с этим изучение дисциплин инженерною цикла построено не по признаку магериалов, а по разновидностям строительных конструкци. Данный курс является продолжением ряда усвоенных студентами дисциплин: теоретической механики, сопротивления материалов, строительной механики, архитектурных конструкций, технологии строительного производства, архитектурного материаловедения, а также частей инженерного цикла «Основы металлических конструкции», «Основы конструкций из древесины и пластмасс», «Основы бетона и железобетона». В предлагаемом курсе рассматриваются стержневые плоскостные конструкции (фермы, арки) и тонкостенные пространственные системы. Преемственность их связи представляется логичной, поскольку фермы и арки .могут служить не только самостоятельными несущи.ми конструкциями, но и в.ходить в состав тонкостенных пространственных покрытий в качестве диафрагм оболочек, складок. Учебное пособие состоит из 12 разделов. Каждый раздел соответствует материалу, излагаемому преподавателем в лекции, включающей, главным образом, вопросы фор.мообразования конструкций, приближенны.х методов их расчета, решения узлов и деталей, а также рекомендаций по рациональному применению. Раздел 12 (факультатив) является дополнением к читаемому курсу лекций и отражает современную практику проектирования составных пространсз-венных конструкций. Их эффективные конструктивные формы позволяют обогатить средства архитектурного проектирования, повысить технологичность возведения сооружения и снизить материалоемкость конструкций. Пзлагаемый материал базируется на действующих строительных нормах и правилах, сопровождается большим количеством ил.тюстраций и отражает современные тенденции развития строительных конструкций. В Приложениях к учебному пособию приведены справочные данные, необходимые для расчета и конструирования выбранного варианта. Для лучшего усвоения материала в пособии приводятся контрольные вопросы, на которые студент в устной или нись.менной форме должен дать ответ. Материал учебного пособия может быть рекомендован для курсового и дипломного проектирования. Бревенчатые дома Мы нуждаемся в приватности. Нам необходимо что-то или какое-то пространство, которым мы можем владеть. Мы нуждаемся во влиянии нашей собственной окружающей обстановки. Мы стремимся к самовыражению. Мы любим коллекционировать и украшать вещи. И каждый из нас признает красоту в своем понимании. Клк и многие другие эмоции, понятие красоты трудно четко сформулировать в словах - возможности языка ограничены. Что означает на самом деле картина или мелодия? Кто знает? У нас нет адекватного ответа. Поэтому искусство вообще сложно поддается пониманию. Но для большинства из нас оно повышает качество жизни. Нри этом один человек любит какие-то вещи, а другой считает, что они непривлекательны и безвкусны. Если вам что-то нравится - прекрасно! Если нет, кто-то может сказать, что у вас нет вкуса. Но какое это имеет значение? Наши пристрастия и предпочтения уникальны, как и мы сами. Детали промышленных зданий При реконструкции должны быть подготовлены данные о размерах и конструкциях существующего здания. При использовании здашя эти сведения необходимы для правильного учета и изображения существующих конструкций в проекте реконструкции. При расширении или частичной реконструкции здания они необходимы для правильного подхода к решению строительных вопросов. Эти сведения рекомендуется брать со строительных чертежей, так как на технологических чертежах строительные конструкции бывают часто изображены недостачточно точно. Если для отдельных цехов, участков или помещений проектируемого здания исходные технологические данные одного и того же вида различаются между собой, они должны быть заданы дифференцированно. В случаях когда разрабатываемый в проекте цех, отделение или установка занимают часть здания, исходные данные должны давать достаточное представление о здании в целом и о размещаемых в нем других цехах или отделейиях. Приведенная классификация исходных технологических данных является условной. Так, данные цо мостовым кранам необходимы не только для проектирования несущих конструкций, но и для разработки объемно-планировочного решения; данные о коррозионных воздействиях необходимы для проектирования как несущих, так и ограждающих конструкций. Перечисленные исходные данные носят общий характер. При проектировании некоторых промышленных зданий могут возникать свои, специфические вопросы: необходимость кондиционирования воздуха, герметизации производственных псжещений, молниезащиты зданий и сооружений, учета особых требований и особых видов нагрузок, связанных с использованием технологических взрывов (например, при штамповке или упрочненИи методом взрыва), необходимость в специальных видах бытового обслуживания работающих. При возникновении таких isonpocoB рекомендуется пользоваться данными соответствующих отраслевых проектных институтов. |