Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


Рис. 1.18. Уишерситетская бибтютека е г. Мехико. Мозаика Х.О. Гормаиа


Рис. 1J9. Павильон СССР на

Всемирной выставке

в Париже. 1937 г. Архит.

Б. Иофан, скульптор В. Мухина

В унисон с главной темой художественного произведения, выраженной его архитектурой, и в результате их совместного воздействия образ сооружения становится выразительнее.

Композиционные приемы, в которых находит применение синтез искусств, бесконечно разнообразны и в этом разнообразии, следствием которого часто является неожиданность, кроется причина их эмоционального воздействия. Приведем некоторые примеры.

Здание книгохранилиша библиотеки в университете г. Мехико покрыто со всех сторон ковровой мозаикой из цветных камней (рис 1.18), которая подчеркивает нерасчлененность этого объема и его роль композиционной доминанты ансамбля университета. Цветовая гамма мозаики органически входит в цветовую гамму ансамбля, так как для ее выполнения использованы естественные выходы лавовых пород и камни замощения террас, лестниц и подпорных стен с небольшими вкраплениями кусочков мрамора и цветной смальты. Отзвуки этой грандиозной каменной фрески мы находим в виде отдельных мозаик на других университетских .зданиях комплекса или на рельефе внешних откосов трибун университетского Олимпийского стадиона.

Другим примером мозаики, занимающей всю стену здания, является главный фасад музея Ф. Леже в Биоте. Однако здесь мозаика выступает в несколько другом качестве, будучи своего рода панно, вставленным в раму выступающих глухих торцовых стен здания и нешироких поясов по контуру мозаики.

Фреска по мотивам народных легенд, занимающая всю плоскость стены между зрительным залом й рестораном в курзале пансионата «Пицунда», вьшолненная худ. 3. Церетели, является наиболее значительным элементом организации пространства курзала.

Другой прием заключается в том, что декоративная роспись или мозаика



занимают участок плоскости стены, либо являясь главным композиционным акцентом, либо подчеркивая значимость архитектурного элемента, композиционно связанного с ней. Таковы наддверные мозаики художников В. Фаворского и В. Эльконнна на темы времен года в приемном зале советского посольства в Варшаве.

Огромной силой эмоционального воздействия обладают витражи из цветного стекла в средневековых готических соборах и современных постройках. Витражи церкви Сен Шанель в Париже, собора в Шартре и «Капеллы Четок» в Венсе работы А. Матисса, витражи М. Сарьяна в малом зале Ереванской филармонии являются иллюстрацией высокого художественного эффекта цветного стекла в архитектуре. Искусство витража поэтому называют «живописью света».

Самобытна и монументальна древнерусская фресковая живопись, покрывавшая сплошным ковром стены и своды русских храмов. Типичным для нее является отсутствие иллюзорности, утверждение плоскости стены, многоплановость ее композиций, тональная, а не светотеневая моделировка. Живописные композиции подчинены основным архитектурным ритмам, а линейная и цветовая пластика фресок подчеркивает членения архитектуры.

Наиболее многочисленны и разнообразны приемы синтеза архитектуры со скульптурой.

Примером органичного единства архитектуры со скульптурой является советский павильон на Всемирной парижской выставке 1937 г., увенчанный фигурами рабочего и колхозницы работы В. И. Мухиной. Здесь на основе синтеза архитектуры со скульптурой раскрывается в художественном образе поступательное движение молодой страны социализма (рис. 1.19).

Гармонично сочетаются глубина рельефа и величина орнамента в рельефах Дмитровского собора во Владимире (рис. 1.20) и церкви Покрова на Нер-ли. И в том, и в другом сооружениях


шй собор

Рис. 1.20. Д.Ю1 во BjoiiuMupe

стены сохранили свое тектоническое значение, хотя многие архитектурные детали в сочетании со скульптурой и орнаментом получили декоративное звучание. Таковы аркатурные пояса, перспективные порталы. Но будучи связанными со структурой каменной кладки, эти декоративные элементь! подчинены архитектурной логике сооружения и заключены в четкие архитектурные членения.

Прием архитектоничного решения скульптурных барельефных композиций демонстрируют такие объекты, как Музей современного искусства в Париже (рис. 1.21) и входная триумфальная арка на ВДНХ в Москве. Высота рельефа и строгие абрисы «пятен» скульптурных композиций, которые образуются контурами крайних фигур, не разрушают тектоничной структуры



1 2 Средства хгоожсствечтш выразительности


««1 I Жп I 1Н

ъ. I Р 1 I I И I



Рис. 1.21. Музей современное искусства в Париже. Архитекторы А. Обер. Ж. Дсндаль. П. Виар. М Цсстог

стены, на которой размещены барельефы.

Непревзойденными примерами применения монументальной и декоративной скульптуры в архитектуре общественных сооружений являются здания Биржи, Главного штаба. Театра драмы имени А. С. Пушкина и Адмиралтейства в Ленинграде. Здесь используются и круглая скульптура, и рельеф разной высоты, и сюжетный и орнаментальные рельефы. Взаимодействие скульптурных элементов с архитектурой основано то на контрастном противопоставлении, то на нюансном их соотношении. Во всех этих сооружениях скульптура усиливает воздействие архитектуры, раскрывая ее содержание, становясь одним из пластических ак-

центов, выявляющих ритм и членения архитектурной формы.

Приемы постановки перед общественными зданиями отдельно стоящих скульптур или скульптурных композиций чрезвычайно разнообразны. И здесь особенно ярко выступает положение о взаимосвязи архитектуры и скульптуры, которая способна придать новое качество произведению архитектуры. Иллюстрацией этой мысли служат скульптурная фигура работы скульптора Ч. Мура перед зданием ЮНЕСКО в Париже или скульптурное изображение раскрытой руки в правительственном ансамбле в Чандишрхе.




0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179