Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

1..4 )ипрада и концертный sti i 235

зить последний ряд зрителей к сцене. Чем больше угол охвата зрителями сцены, тем меньше будет удаленность зрителя от красной черты сцены, тем лучше, естественно, видны и слышны актеры. Так, при сцене-арене, когда зрители целиком или почти целиком охватывают игровую площадку, и при обычной вместимости зала в драматических театрах расстояние от кромки сцены уменьшается до 10-12 м.

Наиболее простым при просце-ниумных сценах и сценах-аренах является амфитеатральный зал, но не исключено, конечно, и применение ярусов и балконов при условии соблюдения достаточной видимости актера (его ног) на переднем крае сцены.

Требования к планировке зрительских мест и к объемно-планировочной структуре в театрах со сценами неглубинного типа принципиально совпадают, с требованиями, изложенными раньше. Однако вслед за изменением формы сцены и условий юсприятия действия изменяется и форма зала. Отсутствие достаточно обоснованных нормативов не позволяет на данном этапе дать конкретных рекомендаций. Вынос действия в зал влечет за собой расширение. угла, ограничивающего боковые места. Можно считать, что места в зале с сильно вынесенным просцениумом и трехсторонним размещением зрителей ограничиваются сторонами угла, вершина которого лежит у задней стены сцены. Таким образом, чем шире зал, тем меньше глубина сцены (точнее глубинная ее часть).

13.4. Эстрада

и концертный зал

Совершенно так же, как в театре функциональным и композиционным ядром является основной сценографический узел-сцена-зрительный зал, в здании концертного зала им является сам зал, самым тесным образом связанный с эстрадой в единый комплекс.

Объемно-планировочная структура зрительного зала и эстрады в значительной степени обусловлена особен-

ностями концертного представления. Концерт, в отличие от спектакля, складывается из отдельных номеров, как правило, не связанных сюжетом; в концерте принимают участие несколько коллективов; очень редки случаи смены декорации в пределах одной программы, но главное-это разнообразие требований самих концертных жанров, которым должны удовлетворять эстрада (игровая площадка) и зрительный зал.

В современной практике концертной деятельности достаточно четко сложились следующие жанры: концерты больших симфонических оркестров, камерных оркестров, эстрадные, хореографические, концерты народных ансамблей, литературные и сборные концерты, включающие номера нескольких жанров, а иногда и цирковые. Несмотря на такое разнообразие жанров, на практике, по соображениям рентабельности, редко строят специализированные залы для отдельных жанров. Обычно концертные здания испол1>зуются для всех концертных жанров. По акустическим и экономическим соображениям залы для камерной музыки предпочтительно, однако, устраивать сравнительно небольшой вместимости (до 600-800 мест), а залы для выступления крупных хоровых и симфонических коллективов-большей вместимости (1000-2500 и более зрительских мест). Так как в концерте требования видеть мимику исполнителя или детали его движений не являются определяющими, максимальная удаленность последнего ряда мест от эстрады лимитируется главным образом необходимостью восприятия естественного звука. Принято считать, что при хорошей акустике этим требованиям отвечают залы с удаленностью последнего ряда от эстрады примерно на 35 м. Большая глубина зала влечет за собой неюзможность обеспечить оптимальное время реверберации, приводит к возникновению наслоения звуков (эха), потере четкости, ясности и чистоты звучания, ухудшению условий видимости.



Специальные акустические требования к концертным залам изложены в главе 5. Здесь же необходимо обратить внимание только на те требова-, ния, которые сильно влияют на объемно-пространственное построение зала. Для обеспечения оптимального времени реверберации объем воздуха в зале на одного зрителя должен находиться в пределах от 7 до Юм. При этом чем меньше вместимость зала, тем болаше должен быть объем воздуха на одного зрителя. Форма зала в плане и разрезе должна обеспечивать получение по возможности одинакового времени затухания отражений звука от стен и потолка в разных направлениях. Чтобы не ощущалось эха, разница в путях, проходимых отраженным и прямым звуком, не должна превышать 19 м, для чего отражающие поверхности располагают не слишком далеко от прямых путей звука. Большой объем воздуха на одного человека, необходимый для обеспечения оптимального времени реверберации, может быть получен только увеличением высоты зала (до 20 м), ибо увеличение размера зала в плане равносильно удалению зрителя от эстрады и поэтому нежелательно. Но при такой высоте в партере создается чрезмерное расхождение во времени восприятия прямого и отраженного от потолка звука. Для устранения этого недостатка на промежуточном уровне обычно вводятся подвешенные звукоотражающие панели, направленные под разными определяемыми акустическим расчетом углами, расположенные в передней части зала или во всем зале. Плоскости боковых стен зрительного зала членятся отражающими звук экранами, а иногда и ложами или ярусами для зрителей.

Для концертных музыкальных выступлений требуется площадка эстрады, достаточная для свободного размещения на ней камерных, хоровых и симфонических ансамблей. Минимальные размеры эстрады для камерных оркестров: ширина 6 м, глубина 5 м. Для выступлений болашого

симфонического оркестра численностью около 100 человек размеры эстрады должны быть не менее 200 м при ширине 20 м и глубине 10 м. Для направления всего прямого звука в зал применяется раковина вокруг эстрады. Высота ее вертикальной стенки делается от .3 до 6 м. Ширина и глубина раковины определяются размером эстрады или, иначе говоря, составом оркестра или хора. Желательно, чтобы все отражающие поверхности (как раковины, так и подвесных промежуточных панелей потолка) были подвижны. Это дает возможность «настраивать» зал в зависимости от характера концерта. Концертные залы для выступлений танцевальных коллективов должны иметь эстраду увеличенного размера, оркестровую яму для оркестра, антрактный раздвижной занавес и задник, на фоне которого происходят выступления. В некоторых случаях для концертов танцевальных коллективов (например, балетных сцен) требуются специальные станки и объемные декорации. Для их хранения предусматриваются боковые карманы, подобные боковым сценам театра. Размеры эстрады при этом приближаются к сценам оперных театров, а удаленность последних мест от эстрады не должна превышать 30 м.

Концертные залы отличаются от театральных главным образом отсутствием порталалого отверстия и возможностью обозревания всей площади эстрады с любых мест зала (см. рис. 13.2). Планировка зала большой вместимости (1500 2500 мест) подчине-. на обычно требованию-разместить на минимальной площади максималалое число зрителей, для чего устраиваются, как правило, один или два балкона. В залах, предназначенных для танцевальных выступлений, действие выносится на авансцену, и восприятие пластики, объемности, трехмерности рисунка танца допускает более широкое размещение зрителей, больший охват действия, чем при музыкальных спектаклях (концерт, опера). Зал при этом становится более широким, и при той



же вместимости удаленность последних мест от эстрады сокращается. Однако специализированные залы для хореографических концертов проектируются редко.

Развитие разнообразных форм общественной жизни и стремление повысить рентабельность эксплуатации сооружения привело к возникновению и пшрокому распространению в нащей стране и за рубежом залов многоцелевого назначения (см. рис. 13.2, а), в которых концертные программы занимают только часть времени.

Наибольщее распространение в последние годы получило строительство зданий киноконцертных залов на базе крупных широкоформатных кинотеатров.

Возможность проведения концертных выступлений в кинозалах появляется при оборудовании их широкоформатными или панорамными киноустановками. В этом случае пред-экранное пространство приближается по своим размерам к площадке для концертных выступлений, а кубатура зала-в связи с большими размерами экрана-к кубатуре концертного зала. Таким образом, схемы построения зала широкоформатного кинотеатра и концертного зала имеют много общего. Вместе с тем исполазование концертного зала для кинопоказа, построенного на плоскостном восприятии действия на экране и применении электроакустического оборудования, приводит к ряду противоречий. Так, в кинозалах кубатура на одного зрителя возрастает с ростом вместимости, тогда как в концертных залах, как упоминалось, она при этом уменьшается. Кроме того, кинозалы и концертные залы имеют различное распределение объемов шутщ зала. В кинозале выше всего передняя часть у экрана. В концертном зале наиболашая высота требуется в зоне зрителаских мест, а высота эстрады должна быть меньше. Для преодоления этого противоречия устраивают подвесные подвижные акустические щиты и оборудовать залы электроакустическими устройствами.

Чтобы удовлетворить различным требованиям, связанным с положением первого ряда в кинозале и в концертном зале, желателало первые ряды партера конструировать на подъемно-опускной площадке, которая позволит установить эти ряды на уровне эстрады, на уровне 2,4 м ниже эстрады (для устройства оркестровой ямы), на промежуточном уровне первого ряда партера. Это положение действительно для залов многоцелевого назначения вместимостью менее 1500 мест и более 2000 мест, т. е. для залов, в которых габариты эстрады сильно отличаются от размеров предэкранного пространства. Ширина эстрады во всех случаях задается шириной экрана Для устройства проходов и выходов актеров из заэкранного пространства звуковоспроизводящую аппаратуру за экраном располагают на отметке не ниже 2 м над эстрадой, а иногда экран делается подъемным. При этом его поверхность может быть плоской.

При проектировании киноконцертного зала следует исходить из того, что размещение кинопроекционного комплекса в плане и разрезе должно полностью отвечать требованиям кинопоказа (см. гл. И).

Кроме киноконцертных залов, в которых ведущую функциональную роль играет кинопоказ, иногда строятся банкетно-концертные и танцевально-концертные залы, предназначенные для концертов, банкетов, танцев, собраний, проведения кинофестивалей и театрализованных представлений. В большинстве случаев такие сооружения проектируются так, чтобы в одном и том же зале можно было прослушать концерт, а после его окончания устраивать в нем танцы или игры. Пол зала или по крайней мере его партера делается плоским за счет некоторого ухудшения видимости эстрады с последних рядов, а ряды кресел складываются и убираются в специальные сейфы (наиболее распространенный прием в практике ГДР и ФРГ). Другим путем устройства такого зала может быть трансформация пола вместе с ря-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179