Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

Конструктивная основа играет значительную роль в формообразовании главной части здания кинотеатра-его зала. Применение в массовом строительстве прямоугольных залов с пролетами до 24 м сопровождалось использованием типизированных плоских конструкций: железобетонных балок и стальных ферм, скрытых в интерьере подвесным потолком.

Вместе с тем имеются примеры выявления художественных свойств самих конструкций в композиции интерьера. Кинотеатр «Первомайский» в Москве перекрыт пространственными треугольными фермами, позволившими значительно снизить конструктивную высоту и объем здания, а главное-отказаться от подвесного потолка. Конструкция стала самостоятельным художественным элементом, главной темой зрительного зала. Зал стал просторнее, увеличилась его видимая высота

В проекте детского кинотеатра на Арбате была предложена стальная структурная плита, ажурное плетение которой объединило все интерьеры кинотеатра. При такой конструкции удалось свободно скомпоновать план здания, применить зрительные залы овальной формы, рекомендуемой условиями видимости.

Для крупного кинотеатра «Гавана» в Москве запроектирован также зал овальной формы, выявленный в объемной композиции и перекрытый Байтовой конструкцией. В этом кинотеатре впервые вантовая конструкция использована и для перекрытия амфитеатра, что освободило от опор расположенное под ним пространство фойе. Висячее покрытие на плане круглой формы ушепшо применено в здании кинотеатра «Прагерштрассе» в Дрездене. Как и в кинотеатре «Гавана», выявление формы зала послужило основой всей композиции здания.

Эффектно и точно вписано ванто-вое покрытие в форме трапециевидных залов кинотеатра «Россия» в Ереване с их своеобразным запоминающимся силуэтом (см. рис. 12.10, а-в). Уникальны конструкции этих залов и

в другом отношении: ребристое монолитное перекрытие амфитеатров составляет единое целое с монолитными скорлупами стен, имеющих наклон внутрь залов. Все это придало кинотеатру живой неповторимый облик, особую мягкость и своеобразие форм. Конструкция работает здесь на архитектуру снаружи и внутри, являясь основой и общей формы здания, и ее пластической разработки. Залы опираются- на большепролетные монолитные конструкции, оставляющие свободным главное пространство фойе.

Как и в кинотеатре «Первомайский», конструкции покрытия залов не замаскированы подвесным потолком: акустические щиты, совмещенные со светильниками, сосредоточены только в предэкранной зоне. В кинотеатре «Первомайский» для обслуживания светильников сконструированы специальные тележки, подвешенные к нижнему поясу ферм и выкатываемые из-за экрана.

Эти примеры демонстрируют возможность создания интерьеров с открытыми конструкциями и элементами инженерных систем, обслуживающих зал.

Развитие типов кинотеатров, разнообразие их архитектурно-планировочной структуры и конструктивных решений позволяют расширить и арсенал художественных средств, сделать здания более выразительными и монументальными. В архитектуре кинотеатров все более проявляет себя тенденция к органическому слиянию конструктивных и архитектурных форм, к обнажению мощных несущих конструкций, контрастирующих с мебелью, декоративными отделочными материалами и средствами монументального искусства.

Кинотеатры, приведенные на рис. 12.6-12.9, служат примерами этой тенденции. Простота и органичность основных форм гармонируют с живописностью монументальной мозаики, керамики, рельефов из дерева и металла, скульптурных композиций, допол-



няющих облик кинотеатров и придающих им черты своеобразия и неповторимости.

Современные средства дизайна, придающие художественную форму техническим элементам, играют боль-. Шую роль в облике кинотеатра. Так, в московском кинотеатре «Минск» применены композиции из штампованного алюминия, начиная от элементов наружной рекламы-композиции из алюминиевых кубов-и названия кино- театра на фоне алюминиевого штампованного рельефа-и кончая светильниками фойе и зала, вьшолненными в той же манере и продолжающими тему наружного декора.

Декоративно-пластические элементы, как правило, несут функциональную нагрузку: богатая по форме

открытая лестница на боковых фасадах типовых кинотеатров появилась в ответ на прозаическое требование аварийной эвакуации зрителей из фойе; членения деталей фасада кинотеатра «Первомайский» подчинены задаче-вкомпоновать его название и элементы светодинамической рекламы в монументальные проемы, завершающий фасад козырек выполнен так, чтобы разместить за ним галерею для аппаратуры и обслуживания сменных элементов рекламы.

Таким образом, поиски повышения архитектурно-художественной выразительности зданий кинотеатра должньх идти по пути синтетического решения функции, формы, конструкции и декора-неотъемлемых частей совершенного архитектурного произведения.

13 Глава. Театрально-концертные здания и сооружения

13.1. Общие положения

В этой главе рассматриваются две большие группы зрелищных сооружений-театры и концертные залы (рис. 13.1, рис. 13.2).

Театры-древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Современное театральное строительство впитало в себя, в неравной, правда, степени, и продолжает использовать различные формы театров прошлого. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский, театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать сейчас театр трудно.

Концертные залы не имеют таких

давних традиций. Раньше концерты давались в дворцовых залах-иногда в специальных залах ратуш, клубок Церковная музыка исполнялась в соборах и церквах.

Театральная и концертная деятельность, развиваясь и усложняясь, распалась на много жанров, каждый из ксь торых в большей или меньшей степени может диктовать свои требования-к зданию, его устройству, вместимости, образной характеристике и пр. Стали отчетливыми различия театров драматических, оперно-балетных, детских, кукольных; концертов симфонических, камерных, эстрадно-танцевальных и т.п. В крупных городах возможно и нужно строить специализированные, зрелищные сооружения, наилучшим образом приспособленные к особенностям конкретного жанра. Однако для небольших городов необходимы универсальные залы, позволяющие проводить спектакли и концерты разного жанра; Чтобы достичь полной и равно-



I3.I. О&щие положения 219


Рис. /3./. Дворец имени Ренина в Алма-Ате. Архтшкторы А. Ришнский, В. Ким. В. Ратушный. Л. Ухоботов

мерной загрузки зрелищных сооружений, особенно концертных залов, которые часто имеют большую вместимость, стремятся сделать их не специализированными, а многоцелевыми, универсальными. Так, залы съездов и конференций используются для демонстрации кинофильмов (рис. 13.2) и проведения концертов. Появились концертно-банкетные сооружения для проведения празднеств*. К особому виду зрелищных сооружений надо отнести театры и концертные залы под открытым небом.

Помещения театрально-концертного здания делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль или концерт подготовляется и осуществляется, в зрительском-посетителей принимают, обслуживают.

Особенное распространение они получили в ГДР и ФРГ.

создают им наилучшие условия восприятия представления. Соотношение этих двух частей различно в театрах и концертных залах. Сценическая часть в первых намного сложнее. Она составляет 60-70% общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости. В концертных залах соотношение обратное: большую долю там составляет зрительская часть.

Ядро демонстрационного комплекса-сцена, ядро его зрительской части-зрительный зал. Вместе они составляют основной сценографический узел, обе части которого нерасторжимо взаимосвязаны. Его устройство определяет основу композиции всего здания.

В демонстрационный комплекс театра, кроме сцены, входят: помешения театрального персонала, состоящие из группы артистических уборных и художественного руководства, группы административных помещений, вестибюля со своим отдельным входом, фойе, буфета, санузлов и пр.; группа репетиционных залов и помещений; группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, наблюдению за безопасностью




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179