Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

лаждения таких помещений. Появились различные солнцезащитные устройства, которые во многом определили архитектуру большого числа общественных и жилых зданий. В качестве характерных примеров следует назвать современные общественные здания в Алма-Ате, Ташкенте, Рио-де-Жанейро, дворец Правосудия и секретариат в Чандигархе, в которых внешняя архитектура зданий в значительной мере формируется системой солнцезащитных устройств (рис. 1.16).

Для общественных зданий характерно большое разнообразие материалов, применяемых в их строительстве и отделке. Использование различных материалов и их фактур позволяет подчеркнуть тектоническую структуру зданий, создать контраст несущих и несомых частей, обеспечить легкость и декоративность одних элементов и тяжесть и монументальность других. В архитектуре Ренессанса-это сильно рустованные камни первого, этажа палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, противопоставленные тесаным камням с четко выраженной разрезкой рустов во втором этаже здания и гладко притесаным друг к другу камням его третьего этажа. В архитектуре русского классицизма-это контраст легкой, как бы «прозрачной» колоннады второго этажа с утяжеленной каменной аркатурой цокольного этажа Камероновой галереи Екатеринского дворца в г. Пушкине. В современной архитектуре-это гладкие поверхности навесных стен из стеклянных панелей в алюминиевых решетках переплетов, контрастирующие с фактурой мощных несущих опор первых этажей, как, например, в здании ЮНЕСКО в Париже или в административном здании фирмы «Нестле» в г. Веве в Швейцарии.

Безупречно гладкие поверхности зданий, облицованные термозащитным дымчатым, черным, золотистым или зеркальным стеклом в районе Дефанс в Париже или бетонные офактуренные поверхности многочисленных построек архит. П. Рудольфа (например, ратуша


Рис. 1.16. Дворец Правосудия в Чандигархе. Архит. Не КорЫозъе


Рис. 1.17. Колокольня Ново-Девичьего монастыря в Москве

в Бостоне, США), кирпич в постройках архит. Л. Кана в Дакке (Бангладеш) и Ахмадабаде (Индия)-дают наглядное представление о той огромной и, по существу, неисчерпаемой палитре строительных и отделочных материалов, которые используются при возведении общественных зданий.



1.2.Cpei&ma худоэнхстееииой выразительности

Примерами сооружений с использованием, различных фактур бетона и умелым применением кирпича в нашей стране можно назвать Дворец спорта в Вильнюсе, театр на Таганке и музей Палеонтологии в Москве, комплекс зданий Института электронной техники в Зеленограде, центр Международной торговли на набережной Москвы-реки.

Велико значение цвета в компози- ции общественных зданий. Цвет может подчеркнуть отдельные части здания, может разбить целое на составляющие его элементы и, наоборот, может явиться фактором, объединяющим отдельные составляющие в единое целое. Цвет хорошо выявляет и подчеркивает. декоративные элементы. Применение цвета в архитектуре стоит в прямой связи с условиями среды, и избытком или недостатком естественного света, Б русской северной природе при большом количестве пасмурных дней средствами введения цвета в архитектуру восполнялась недостаточность световой интенсивности, создавалось ощу-•щение солнечного дня. Так родилась традиционная для Ленинграда двухцветная окраска большинства его общественных зданий.

Цвет ожет оказаться и средством организации пространства. Примером целостного цветового репюния архитектурного ансамбля можно назвать комплекс пионерского лагеря «Морской» в Артеке.

Теория архитектурной композиции затрагивает еще ряд таких понятий, как едашство и соподчиненнрсть форм, симметрия и дисимметрия, асимметрия, статичность и динамика композиции, ритм, контраст, нюанс и некоторые другие. Не разбирая подробно все эти понятия, приведем лишь несколько конкретных примеров их приложения к общественным зданиям.

Египетская пирамида-пожалуй, самый яркий образец композиции не- " .расчлененного пространства и единства объемной формы.

Старое , здание Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в Мо-

скве (б. дом Пашкова) и Адмиралтейство в Ленинграде-примеры сложных композиций, проникнутых идеей единства, но состоящих из значительного числа элементов, подчиненных главному ядру. Таким ядром в б. доме Пашкова является его центральный объем с портиком и ротондой, а в Адмиралтействе-объем с главной входной аркой, увенчанный колоннадой и шпилем.

Большой театр и Кремлевский Дворец съездов в Москве, Академия художеств в Ленинграде-ярко выраженные симметричные здания. Симметричность строения органов человека, воспринимающих образы окружающей среды, является одной из причин активного воздействия на него этой композиционной категории. Органичность, таких композиционных приемов определяется соответствием формы сооружения его функциональному содержанию. Чем сложнее это содержание, тем труднее оно укладывается в рамки абсолютной симметрии и тем чаще вызывает частичные от нее отклонения. Это явление, называемое дисиммет-рией, часто используется как федство художественной композиции. Свободное расположение деталей в рамках симметричной объемной композиции характерно для памятников русской архитектуры и произведений народного зодчества (карельская деревянная изба).

Дворец культуры автозавода им:. Лихачева в Москве-пример асимметричной композиции, построенной на соподчиненности ее частей, ведущей к зрительному равновесию всего сооружения в целом. Расположение главного объема дворца не совпадает с его геометрическим центром, однако размеры и направленность остальных корпусов создают закономфную и уравновешенную композицию. Советский павильон на Всемирной выставке 193? г. в Париже в своем пространственном решении имеет ярко выраженную динамичную направленность. Русские шатровые, храмы-сооружения высокого эмоционального настроя-



30 Глава 1.-Градостр(птеАЬНые особенности проектирования общественных зданий

создают впечатление устремленности вверх. Невский проспект, несмотря на различную застройку его сторон, имеет главную ось и направленность, подчеркнутую постановкой в его конце Адмиралтейского шпиля. Все эти примеры говорят о динамичности архитектурной композиции. Наоборот, такие сооружения, как вилла Ротонда в Виченце, павильон США на Всемирной выставке в Монреале 1967 г., нейтральны по отношению к окружающему их пространству, и их композиционная структура статична.

Закономерное чередование элементов в пространстве называется ритмом. Колоннады Казанского собора в Ленинграде-пример ритмического ряда в организации площади" перед зданием. Непрерывный ряд сперва возрастающих, а под конец убывающих членений образует ярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря в Москве (рис. 1.17).

Главный ансамбль площади Трех властей в центре г. Бразилиа, представляющий собой распластанный стилобат, на котором поставлены плоские купол и чаша залов собраний сената и парламента, в противопоставлении к двум высотным зданиям административного и управленческого аппарата выявляет композиционный прием, построенный на принципе контраста.

Понятие отношений нюанса раскрывается в пропорциях- прямоугольника функции Жолтовского, где сходство по сравнению с золотым сечением вьфажено сильнее, чем различие.

1.2.5. Синтез архитектуры

и монументального искусства

Одним из распространенных приемов достижения образной выразительности общественных зданий является раскрытие их идейнотхудоже-ственного содержания средствами живописи и скульптуры. Однако присутствие в архитектурном произведении живописи и скульптуры становится синтезом искусств только тогда, когда

каждое из упомянутых искусств, выступая самостоятельно, взаимосвязано с другими видами искусства. В преодолении рояедающихся от этого взаимодействия противоречий, обретаются новые качества как в области формы, так и всодержании. Образ, рожденный на основе синтеза,-явление более сложное, чем образ, созданный отдельными видами искусства. Его многоплановое содержание не может быть полноценно выражено отдельными видами искусств. Живопись и скульптура отображают в художественных образах действительный предметный мир. Живопись воспроизводит этот мир на плоскости, скульптура-в пространстве. Образ в архитектуре рояадается не образно-изобразительными средствами, а пластической разработкой целесообразных форм материала и конструкций, подчиненных идейному замыслу. Элементы скульптуры, полихромии, рожденные синтезом архитектуры с изобразительными искусствами, если и раскрывают содержание тех или иньк событий, связанных с памятником архитектуры, уместны лишь тогда, когда они не вступают в противоречие с тектоническими элементами и занимают свободное от этих элементов место. Примером могут служить скульптурные рельефы Парфенона в тимпанах его фронтонов и метопах его антаблемента.

Вместе с тем среда, которая создается архитектурой, физически объединяет произведения смежных ей искусств, поэтому архитектура является той реальной базой, на которой рождается и стрх>ится синтез искусств.

Эмоциональные и эстетические особенности архитектурного сооружения способны выражать лишь общие идеи. Средства монументального искусства призваны эти идеи раскрыть и вдохнуть в них конкретное содержание. Делая понятным идейное содержание произведения архитектуры, сами средства монументального искусства, т.е. живопись и скульптура, становятся весомее и убедительнее; они звучат




0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179