Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

1.2. Средства художествешюй еыризшпсиьиости 25

ЩК829



204 1 Jf26

Рис. 1.15. Модулор Ле Корбюзье

а -красная и синяя шкалы модулора; б-величины модулора и человеческой фи1 ypbi


Рис. 1.13. Построение рядов, составленных из простых и ирраииона.1Ьиых чисел

Рис. 1.14. Построение прямоугольника функции


к большей так же, как большая относится к их сумме. В переводе на язык цифр, ряд золотого сечения имеет следующие численные выражения: 0,056;-0,090; 0,146; 0,236 ; 0,382; 0,618; 1,00; 1,618; 2,618... и т.д. Оттюшснис двух соседних чисел ряда выражается числом 0,618, а точнее ]/5 - 1/2. Каждое

последующее число равно сумме двух ррсдыдущих.

Геометрическое построение делений отрезка в золотом сечении осуществляется очень просто, в прямоугольном треугольнике, катеты которого относятся как 1 :2, большой катет членится в золотом отношении разностью между гипотенузой и меньшим катетом (рис. 1.12).

На основе соотношений стороны и диагонали квадрата и прямоугольника, образованного из двух квадратов.

могут быть развиты связанные и взаимопроникающие ряды, составленные из простых и иррациональных чисел (рис. 1.13). Исходной фигурой построения является квадрат, иногда-прямоугольный треугольник, соотношение длин катетов и гипотенузы которого составляет 3:4:5. Это единственный треугольник, величины сторон которого образуют арифметический ряд (так называемый египетский треугольник). Если сомкнуть" длинными сторонами прямоугольник со сторонами в золотом отношении и прямоугольник в два квадрата, то полученный прямоугольник будет иметь соотношение сторон, выражаемое «функцией Жолтовского» (по имени крупного советского архитектора, выявившего это соотношение). Его цифровые значения составляют 472 :528, или 2 : /5. Прямоугольник

с таким соотношением сторон близок к квадрату, но не столь статичен. Он был назван Жолтовским прямоугольником функции (рис. 1.14).

Другое толкование пропорциональных отношений золотого сечения предложено Лс Корбюзье. Целью, его исследований было приведение соразмерности величин сооружения к росту человека. Его предложение, названное им «модулор», основано на двух рядах золотого отношения. Для первого ряда исходным является рост человека, принятый 183 см, для второго - высота человека с поднятой рукой-226 см. Первый ряд назван красной серией, второй - синей. Каждая из исходных величин последовательно членится в «золотом отношении» (рис. 1.15). Модулор положен в основу пропорционального строя Лучезарного дома Лс Корбюзье в Марселе.

Наряду с гармоническими пропорциональными отношениями, выра-



жснными В иррациональных числах, используются и простые отношения, выражсннью в целых числах. Простейшим видом таких отношений является метрическое членение объема или пространства. Метрические членения ой>с-мов часто применяются одновременно с гармоническими непрерывными системами отношений. Примером могут служить колоннады, где ряды колонн, метрически расчленяющие объем или пространство, сами по себе имеют пропорции, постросннью по системе гармонической, непрерывной зависимости. Для современных сооружений, осуществляемых индустриальными методами путем монтажа типовых элементов, характерна система простых Метрических отношений и кратность всех размеров избранной единице измерения - модулю.

1.2.3. Архитектурный масштаб

Гармонизация сооружения путем поисков и нахождения его пропорционального строя, членений и соотношений частей немыслима без ясного понимания архитектурного масштаба.

Архитектурный масштаб-категория не размерная, а композиционная, и от правильного его применения во многом зависит художественное качество архитектурного произведения. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.

В большинстве исторически сложившихся и многих современных архитектурных ансамблей такие общс-ствсннью здания, как ратуши, соборы, театры, являются самыми крупными сооружениями среди своего окружения и воспринимаются человеком как главные. Однако не редки случаи, особенно в современной строительной практике, когда общественное здание, будучи главным по значимости эле-

ментом архитектурного ансамбля, имеет объем и высоту меньше окружающих его зданий, как, например. Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве. Невысокие здания школ, и кинотеатров в окружении много- этажной жилой застройки также являются главными элементами архитектурной композиции. Оставляя в стороже факторы выбора места постановки «главных» общественных зданий, планировочные приемы окружающей их застройки, направленность на них наиболее парадных и важных магистралей и направлений движения людских потоков, следует вес же отмстить, что одршм из важнейших средств придания этим сооружениям идейной и художественной выразительности является степень крупности их форм, воспринимаемая в соотношении величины этих форм с величиной сооружения в целом, с его окружением и с человеком. Все средства архитектурной композиции участвуют в выявлении масштаба: ритм, пропорции, тектоника, строительные материалы, фактура, цвет и средства изобразительных искусств.

Нельзя отождествлять масштаб здания и сто размеры. Здание, имеющее большое число членений, кажется больше, чем оно есть на самом деле, но масштаб его измельчен. Например, Спасская башня Кремля в Москве и Кунсткамера в Ленинграде издали кажутся более крупными, чем они есть на самом деле. Наоборот, такие сооружения, как Мавзолей В. И. Ленина и интендантские склады в Москве, арка «Новой Голландии» в Ленинграде, характеризующиеся крупными членениями и деталями, воспринимаются монументальными и вблизи кажутся большими, несмотря на свою относительно малую величину.

Для выявления архитектурного масштаба здания служат «указатели» масштаба, которыми являются элементы или части здания, связаннью в представлениях человека с определенными, привычными ему размерами. Такими элементами могут быть сту-



пени лестницы, перила, .двери, окна, этажи и т.п. Выбор архитектурного масштаба находится в неразрывной связи с назначением здания и тем идейным содержанием, которое вкладывается в его художественный образ. Он связан с конструкцией здания и теми материалами, которые послужили для его возведения. Масштаб внутренних помещений здания, его интерьеров мельче, чем масштаб его внешних форм.

Вес, что создастся на земле, создается человеком, поэтому человек выступает как мера всех вещей и все им созданное соизмеряется с ним самим. Мерой масштаба в архитектуре становится сам человек. А. К. Буров в своей книге «Об архитектуре» образно пишет о том, что архитектурное понятие «масштаб» и архитектурная теория композиции являются средствами, определяющими и указывающими место человека на протяжении всей истории архитектуры: «... здание само по себе не имеет масштаба, а имеет только размеры. Мы устанавливаем не масштаб здания, а масштаб человека,-это главное. Это социальный термин». И далее: «В сооружении впечатляет не один масштаб,-не только общий, главный, определяющий, как я только что сказал, не столько масштаб вещи, сколько масштаб человека, : значительный в Греции или русской архитектуре и ничтожный в римской»... -

1.2.4. Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности

Первое впечатление об окружающем нас пространстве создастся яркостью и цветом ограничивающих его поверхностей. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средстао выражения тектоники храма. Светом и тенью утверждается его структура и прежде всего его ордер-конструктивная и пластическая основа греческого храма. Для зодчих барокко солнечный свет-средство создания жи-

вописных эффектов, соответствующих стилю архитектуры. Силуэтность храмов и ансамблей, их архитектурные формы, орнаментика, пластические приемы в русской архитектуре гармонируют с преобладающим диффузным освещением их облачным небом. Интерьер римского Пантеона-гармония архитектуры и света. Свет, проникающий через световой проем в центре купала, создаст в помещении полусум-рачнос равномерное освещение, увеличивающее глубину пространства, кото-рос кажется грандиозным. Свет акцентирует образ сооружения, создаст настроение зрителя, соответствующее назначению здания.

Архитекторы прошлого широко использовали световую и темповую адаптацию и переадаптацию зрения. Так, египетские зодчие Нового Царства рассчитывали на эффекты восприятия, обусловленные псрсалапта-цисй зрения. Широко использовалась адаптация в архитектуре барокко. Последовательное нарастание яркостей и контрастов определяет последовательность восприятия, движения и характер впечатления. В этом отношении большой интерес представляет световая организация пространства древнерусских соборов и церквей. Самая светлая часть интерьера-срсднскрс-стие-центр композиции. Этим создавалось распределение яркостей и на- правление света, которое ассоциировалось с «божественным» светом, льющимся сверху. Подобный подход к использованию света характерен и для нового кафедрального собора в Ковентри (Великобритания) на месте разрушенного фашистами готического собора XIV-XV вв.

В современной архитектуре общественных зданий в целях повышения их комфортности важное значение приобретает учет естественной освещенности.

Стремление к наилучшей освещенности рабочих и жилых помещений, к раскрытою внутренних пространств во внешнюю среду повлекло за собой поиски средств от перегрева и персох-




0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179