Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

пактные решения предложены в Московском институте физкультуры, консерватории в Петрозаводске, Киевском институте культуры и других объектах.

Приведенными примерами не ограничивается все многообразие объемно-пространственных и художественных приемов, используемых при создании таких крупных общественных зданий, как высшие учебные заведения. Используются различные приемы решения отдельных блоков, учебных корпусов, композиции внутреннего пространства вуза (рис. 10.5).

10.5. Объемно-планировочные элементы вуэов

Динамика учебного процесса, периодические изменения учебных программ, постоянный рост контингента студентов, развитие научных исследований, различия вузов разных типов по структуре и величине контингента, значительная градообразующая роль определили нецелесообразность разработки типовых проектов учебных корпусов вузов.

Прогрессивным направлением для достижения единства развивающ1егося учебного процесса и пространства, в котором он проходит, стало создание гибких архитектурно-планировочных схем учебных корпусов, дающих возможность быстрого изменения технологии, смены лабораторного оборудования или вместимости помещения без ущерба для здания и учебного процесса, т.е. создание универсальных учебных KOjnycoB высших учебных заведений..

Такие крупные элементы вуза, как поточные аудитории, библиотеки, спортивные корпуса и актовые залы, имеют четкую структуру, размещаются, как правило, в отдельных или пристраиваемых корпусах, в связи с чем для каждого из указанных элементов могут быть разработаны технологически законченные корпуса или блоки. Универсальность использования таких

элементов обеспечивается благодаря созданию трансформируемых аудиторий (одна большая делится на несколько меньших), актовых залов (на 2-3 аудитории), спортивных залов (с выделением манежа), библиотеки (с изменяемой планировкой читальных залов). При этом корпуса имеют, как правило, большие пролеты (кроме библиотек)-от 12 до 30-36 Mj что позволяет использовать типовые железобетонные или металлические конструкции (рис. 10.6).

Самым распространенным и функционально оправданным решением библиотечного комплекса или блока является четкая прямоугольная композиция низкого широкого корпуса. Современное требование размещения читальных залов на весь этаж и книгохранилища под всем зданием позволяет проектировать крупную библиотеку в 3-этажном здании при большой ширине корпуса (до 60-80 м). Это дает возможность в процессе эксплуатации трансформировать читальные залы, совершенствовать технологическое оборудование.

Такое решение, близкое к оптимальному, осуществлено или осуществляется в большинстве современных крупных университетов и политехнических институтов в нашей стране и за рубежом. Имеются также примеры выделения в библиотеках повышенной части блока книгохранилища, как это осуществлено в Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве, университетах Мехико и Туниса.

В отличие от четких геометрических форм библиотечного комплекса, в дополнение и контрастно к нему, корпус актового зала (аудиториума) получает, как правило, пластическое решение.

Представляют интерес трансформируемые актовые залы для различных видов действия (Московский текстильный институт), или для использования в дневное время в качестве нескольких лекционных аудиторий (см. рис. 10.6).

Распространены также актовые за-



10.5. Объемчо-плаиировочиые элементы ьузов 185

Библиотеки




Аудитории и аудиторные блоки

г . А


Актовые залы и клубные корп/са


Спортивные блоки


iJ i-m ; 1 : 1:,

L I

H>

Рис. \0А Отдельные корпуса (i б.ши высших учебных зтедений

.й-библиотека Тимирязевской саньскохозянствешюй академии. .Архитекторы Н. Устиповнч, Ю. Бедунков, С. Герасимов, С. Осипов; б-ткповой проек!-библиотеки на 500 читательских мест. Архитекторы Г. Горльпиков, Ю, Мухина; б - аудиторньЕЙ -

блок Московского икжснерю-стройтелького института им. В. В. Куйбышева. Лрхитею-оры В. Степанов, Р. Мелкумян, Л. Лльбинский, И. Буянов; г-аудиторный блок Ивановского химико-техйо ЛОГИЧЕСКОГО института. Архитекторы .

A, Голощанов, А. Собельман,

B. Стойлик; д-типовой аудиторный блок на 1300

мест. Архитект оры Н. Дурново, С Зимина; е-двухзальный клубный корпус с актовым залом Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Архитекторы Б, Гранцев, В. Лысова; ж - траисформирмый актовый зал Моосовского текстильного института. Архитекторы Г. Цытович, И. Новомирская;

н-учебно-спортивный корп>С Харьковского авиационного института. Архитекторы В. Лифшиц, В. Рабинович, В. Усик, Л. Антропов; к-прсжкт развиваюншгося спортивного корпуса из блок-модулей 36 X 18 м для в>30в разной величины. Архитекторы Г. Цытович, В. Чирухнн



ЛЫ трапециевидной формы, что повышает архитектурно-композиционные и пластические возможности их решения (комплексы в г. Фрунзе, Багдаде, Нанзане).

Большие лекционные аудитории проектируют, как правило, вместимостью 100, 150, 200, 250 и 300 человек. Группа больших лекционных аудиторий чаще всего выделяется в особый блок. Это целесообразно по конструктивным соображениям (пролеты конструкции 12-18 м, высота аудиторий, амфитеатр) и по требованиям загрузки помещений и эвакуации больших масс студентов.

Имеется три основных приема размещения аудиторий и аудиторных блоков в современной практике: компактный, блокированный и изолированный.

Компактное встраивание крупных аудиторий в учебный корпус не получило широкого распространения в современной практике, однако приемы таких решений имеются (учебный корпус университета в Алма-Ате и др.).

Значительное развитие получило в последние годы блокированное размещение аудиторных блоков. Основой этого приема являются полное раскрытие и свободная планировка первого этажа учебного корпуса, к которому непосредственно примыкают лекционные аудитории. Наиболее четкое выражение этот прием получил в недавно построенном учебном корпусе гуманитарных факультетов Московского университета, в проектируемом новом корпусе Московского университета. Московском текстильном институте. Киргизском университете и др. Подобное функционально-планировочное решение позволило приблизить аудитории к вестибюльной группе, уменьшить потоки студентов, изолировать помещения учебных кафедр от излишнего шума.

Наиболее распространенным приемом компоновки аудиторных блоков является их изолированное расположение по отношению к учебному корпусу. Так, отдельно стоящие аудиторные

блоки, соединенные с учебным корпусом лишь переходом, использованы в университетах Ленинграда, Иркутска, Алма-Аты, Бохума, Парижа и других городов. ЦНИИЭП учебных зданий разработал сррию типовых проектов отдельно стоящих аудиторных блоков на 400, 800 и 1300 мест (см. рис. 10.6).

Прогрессивным приемом решения спортивных комплексов вузов является создание крупных многозальных комплексов с возможностью трансформации нескольких залов в единый. Хорошими примерами являются спортивные комплексы Одесского политехнического. Киевского инженерно-строительного и других институтов.

В настоящее время существует тенденция создания массовых учебных корпусов со стандартными пролетами на основе унифицированных блоков для каждого конкретного комплекса Глубина помещений принята 6 м и сейчас дополняется укрупненными пролетами 7,2-7,5 и 9 м. Шаг конструкций для каркасных зданий-6 м, 7,2 и 9,0. В зарубежной практике применяются пролеты 7,2; 7,5 и 9,6 м.

Перспективным является переход на крупные сетки опор 6 х 15, 12 х 15, 6 X 18 М, которые находятся сейчас в экспериментальной проверке. Интерес представляет рассмотрение конструктивно-планировочной структуры учебных корпусов, их основных решений и выявление перспективных типов учебных зданий вузов.

При проектировании учебного корпуса одним из важнейших вопросов является расположение инженерных коммуникаций (водопровод, вентиляция, канализация и электроснабжение), которые по традиции в кирпичных зданиях располагались вдоль двух вну-тренних стен коридора.

Прогрессивным приемом в решении учебных корпусов является шахтное расположение коммуникаций (рис. 10.7), которое позволяет перейти к созданию универсальных учебных корпусов с возможностью беспрепятственного совершенствования технологии и структуры вуза в процессе эксплуата-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179