Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

10.4. Композичшнные приемы решения высших учебных заведений 181

разделен на два больших отделения: библиотечный и культпросветработы. Соответственно большое развитие при факультетах получают библиотека и студенческий учебный театр с репетиционными залами. Примером компактного решения может служить Институт культуры в Улан-Удэ, а развитого павильонного рашения-проекты таких институтов в Москве и Минске (см. рис. 10.4).

В консерваториях главной особенностью является необходимость создания универсального зрительного зала, оперных студий, а также большого числа классов индивидуальных занятий в виде небольших звукоизолированных помешений.

Спецификой театрального института является трансформируемый универсальный студенческий учебный театр-студия, развитая спортивная группа помешений, телецентр, кинофотолаборатория-студия.

Вузы изобразительного искусства, так же как и все группы вузов культуры и искусства, имеют большое число классов для индивидуальных и групповых занятий (желательно с верхним светом), где каждый студент имеет свое закрепленное рабочее место. В вузах изобразительного искусства развита группа помешений для выставок и библиотека.

Таким образом, разнообразный состав помешений различных вузов обеспечивает их сложную функционально-планировочную структуру и предоставляет архитектору большие возможности для решения композиционных задач при проектировании зданий и их комплексов.

10.4. Композиционные приемы решения высших учебных заведений

Крупнейшие вузы (университеты, политехнические, технические) занимают обширные участки, а иногда и целые зоны города. Композиционными задачами й таких случаях являются созда-

ние индивидуального акцента вузгородка в застройке города, создание своеобразия архитектуры всего вузгородка в обшей планировочной структуре города. Например, в Москве университет на Ленинских горах имеет ярко выраженный высотный акцент в застройке всего города, в Свердловске-втузгоро док с. Уральским политехническим институтом замыкает центральную магистраль города, в Ленинграде расположенный в Сосновом парке политехнический институт сформировал целую зону города, а само название «Сосновка» стало символом студенческого городка.

Особо надо выделить композиционные приемы создания обособленных вузовских городков. К городкам такого типа можно отнести учебно-научные комплексы университетов (в Иркутске, Ленинграде, Ростове-ца-Дону, Новосибирске) и в еше большей степени сельскохозяйственные вузы (в г. Горьком, Костроме, Иркутске, см. рис. 10.2, 10.3). В этих случаях возникают следуюшие задачи: композитщон-ное решение основного ядра-центра вузовского комплекса, взаимодействие и соотношение застройки различных зон и зданий различного назначения.

Внутренняя композиционная структура институтских городков обусловливает большое значение взаимосвязи двух основных зон комплекса: учебных зданий и жилых домов-общежитий студентов. В современной практике строительства и проектирования институтов наблюдаются две тенденции развития: дифференциация или взаимное проникновение двух основных зон. Наибольшее распространение получило контрастное сопоставление объемно-планировочных решений этих двух зон.

Прием сочетания низких учебных корпусов (4-5 этажей) с многоэтажной застройкой студенческих общежитий является наиболее композиционно оправданным.

В современной практике строительства вузов этот прием наиболее ярко выражен в новом комплексе Ленин-



градского университета в Петродворце (СССР), в Албене (США), в Эссекском университете (Великобритания), политехнических институтах в г. Горьком, Риге, где контраст прямоугольной планировочной структуры низких учебных корпусов с башенными общежитиями студентов составляет основу композиции комплекса.

Комплекс университета в Бате (Ве-ликобританйя)-пример вертикального зонирования общественного центра, учебных корпусов и студенческих общежитий: зона первых этажей-обще--ственный центр, учебные помещения, выше-общежития для студентов.

Во многих комплексах, построенных и запроектированных в последнее десятилетие, основой компози-ционцого решения является своеобразие объемно-планировочного построения учебно-научной и жилой зоны при относительно равной этажности зданий, в которых они размещаются.

Интересно решены самостоятельные жилые зоны в проектах комплексов университетов в Таллине, Тбилиси, Вильнюсе. Четкая прямоугольная планировочная • структура учебно-научных корпусов в Тбилиси хорошо дополняется ступенчатыми зданиями общежитий, расположенными на фоне горного масзсива и соединенными с учебными корпусами мостиком через горную речку.

Часто в системе городской застройки выделяется лишь учебная зша крупного вуза, а жилые и спортивные здания и сооружения рыносятся в отдельные зоны или студенческие городки. Применяемые композиционные приемы в данном случае самые различные: от компактного решения всего комплекса до павильонной системы; от дифференциации объемов по функциональному, признаку до создания единых структур.

Наиболее расщэостраненным является, прием создания площади-форума крупного вуза, вокруг которой размещены основные учебные и общественные корпуса института (библиотека; ректорат, актовый зал). Примером

такого решения могут служить университеты Алма-Аты, Мехико, Орлеана, политехнические институты в г. Горьком, Ташкенте, 1Сиишневе (см. рис. 10.2)..

Интересно решение с созданием доминирующего объема главного здания вузовского комплекса, в котором размещаются общеинститутские подразделения: кафедры, библиотека, ак-довый зал, аудитории. Так построен главный корпус Московского университета, 1Сиевского политехнического института, политехнического института в Конакри (Гвинея), МВТУ им. Баумана в Москве, института в Неаполе.

Своеобразный прием планировки учебной зоны осуществлен в универси- . тете в Тулузе (Франция), где все учебные блоки представляют собой единую горизонтальную структуру в один-два этажа. Все подразделения, в том числе и общеинститзлгские помещения (библиотека, аудцтории, администрация), находятся в единой планировочной системе. Все здесь подчинено I идее развития вуза, его постоянного изменения.

В вузах средней величины с контингентом 2-5 тыс. студентов (технические, сельскохозяйственные, педагоги» ческие, медищшские и экономические). наиболее распространенными являют- ся развитая блочная система построения и павильонная. Применяются цен-тричные блочные композиции с центральными пвориками-форумами, как, например, в Московском институте тонкой химической технологии и в Ташкентском медицинском институте, где компактные квадратные объемы с крупными лекционными аудиториями окружают парадный двор (см. рис. 10.4). Четкое решение дает также развитая линейная композиция с системой учебных корпусов, соединенных крупным аудиторным блоком (Тбилисский сельскохозяйственный и Новосибирский педагогический институты).

Компактные композиций характерны для малых вузов с континген-






Рис. 10.5. Примеры

современных зданий

и интерьеров высших учебных

заеедетш

*-Казанси1Й

государственный университет им. В. И. Ульянова (Ленина). Новый корпус-гуманитарнйш факультет с библиотекой. Архитекторы В. Бондаренко, 0. Кашинцева, М. Виноградсхая, Л. Меншутина; 2. -Московский институт электронной техники


КБ"


в Зеленограде. Арыггекторы Ф. Новиков, г. Саевич (центральный корпус, интфьер вестибюля); 4 Нукусский

государственный университет. Архитекторы Р. Сухомлинова, Э. Путинцев; 5-Бухарский педагогический институт. Архит. А. Беляев (внутренний дворик-рекреация) I 3

ТОМ до 2 тыс. студентов. Так, прием с внутренним парадным двором осуществлен в Институте культуры в Улан-Удэ, физкультурном вузе Минска, Ленинградском институте театра, музьжи и кинематографии. Ком-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179