Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

10.2. Размещение вузов в городе, зонирование территорий 175

профессорско-преподавательского состава; хозяйственную. В вузах малой величины, как правило, ограничива-

> ются упрощенным зонированием. В крупных - зонирование усложняется: в учебной -зоне выделяется общественный центр, учебно-производственная группа, научно-исследовательские подразделения; спортивная зона дифференцируется на спортивно-тренировочную, спортивно-зрелищную и парковую; выделяется зона медицинского обслуживания, хозяйствершая зона, транспортные сооружения и т.д. (см. рис. 10.1). В университетах большое самостоятельное развитие получает зона научно-исследовательских институтов, технических - учебно-производственная зона, в сельскохозяйственных-учебно-опытные хозяйства, в медицинских вузах-клиники, в вузах культуры и ис-

- кусства - клубно-зрел ищный комплекс высшего учебного заведения. В «городских» вузах (педагогических, медицинских, культуры, искусства, некоторых технических), как правило, отсутствует зона жилья профессорско-преподавательского состава.

Нормы площади участков высших учебных заведений принимаются дифференцированно по различным зонам в зависимости от величины и профиля

Таблица 10.1. ПЛОЩАДИ УЧАСТКОВ УЧЕБНЫХ ЮН ВУЗОВ

Профиль высшего учебною заведения

Площади участков учебной зоны на 1000 сЕудеитов для вузов с разной величиной контингента, la

круп-

малые-

сред-

круп-

ией-

до 2-ЕЪ1С.

ние от

ные от

1ние-

J до 5

6 до 9

10 и

тыс.

тыс.

более

тыс.

Университеты

Технические

Сельскохозяйствен-

Педагогические

Экономические

Медицинские

(без учета клиник)

Культуры и искусст-

Физкультуры*

* Площадь участка уточняется конкретным за-

данием.

вуза, а также числа проживающих в жилых зонах (табл. 10.1).

Площадь спортивной зоны принимается из расчета до 2 га на 1000 студентов (в вузах физкультуры учебная зона включает спортивную). Площадь участков студенческих общежитий принимается из расчета 2-3 га на 1000 проживающих студентов и аспирантов при норме площади 6м на одного студента. При реконструкции и расширении существующих вузов допускается уменьшать площадь участка на 20%, а при кооперировании нескольких вузов на одной территории-уменьшать на 15%. При размещении на участках вузов научных институтов, проблемных лабораторий, опытных полигонов, ботанических садов площадь участков должна соответственно увеличиваться.

В зависимости от конкретных градостроительных условий в практике применяются различные системы зонирования, учитывающие требования к взаиморасположению зон: центрич-ная, веерная, линейная, многоцентровая. Центричная и веерная системы характерны для средних вузов (педагогических, сельскохозяйственных, медицинских), а линейная и многоцентровая-для крупных комплексов университетов и технических вузов, что проиллюстрировано на примерах конкретных вузов (см. рис. 10.1).

При всех системах зонирования к организации территории высшего учебного заведения предъявляются следующие основные требования:

территория должна обеспечивать размещение всех зон, а также перспективное развитие вуза его функционирование на длительный срок;

территория должна быть по возможности удалена от шумных магистралей, и городской транспорт не должен ее пересекать;

размещение на одном или смежных участках нескольких малых или средних вузов, образующих укрупненные вузовские кооперированные комплексы. Кооперирование вузов с однопрофильными средними специальными



учебными заведениями, а также с городскими учреждениями культуры, отдыха и спорта;

компактное решение застройки комплекса вуза при соблюдении оптимального процента застройки (дифференцированно для каждой из зон) с резервированием 300% отведенной территории для перспективного строительства;

поэтапное развитие вузовского комплекса с созданием законченных композиционных решений на всех этапах его осушествления.

10.3. Функциональная

и обьемпо-планировочная структура высших учебных заведений

Все помешения вузов в зависимости от их функционального назначения можно отнести к следующим категориям: учебно-производственные, вспомогательные и подсобные (табл. 10.2).

Таб-жца 10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВУЮВ

ripudihCHtcHue табл. W.2

Рабочая площадь

учебно-производственная

вспомогательная

Подсобная площадь

Учебные

аудитории кабинеты лаборатории чертежные залы залы курсового и дипломного проектирования мастерские кабинеты контроля и программного обучения

кабинеты индивиду-алы1ых занятий методические кабинеты

спортивные залы Учебно-вспомогательные

препараторские кабинет кафедр лаборантские Административные ректорат, учебная часть

Рекреационные

вестибюли гардеробы рекреации холлы Обслуживающие курительные

санитарные узлы буфеты медпункты Хозяйственные кладовые комендантские

помещения уборочного инвентаря

склады

учебного

оборудова-

Коммуника-ционные

коридоры тамбуры переходы лестницы Технические электрощитовая душевое венткамеры бойлерные камеры кондиционирования

газорегуля-торные щитовые компрессорные (неучебные)

лифтовые шахты и др.

Рабочая площадь

Подсобная

площадь

учебно-производственная вспомоштель-

административно- ния хозяйственные отде- ремонтные лы мастерские

деканаты

общественные организации

залы ученого совета архивы

отдел размножения материалов Библиотека абонементы залы выдачи книг читальные залы книгохранилище обработка книг Зрительный комплекс актовый зал фойе-выставки клубно-кружковые Технический центр* вычислительный центр телецентр кинофотолаборатория

Научно-производственные помещении*

научно-исследовательские лаборатории при кафедре проблемные и отраслевые лаборатории

отдел научно-исследовательских работ

специальные проектно-конс 1рук-торские бюро экспериментальные мастерские и опытные производства

* Не входят в нормируемую плошаль.

Основными показателями здания высшего учебного заведения являются:

рабочая плошадь (сумма учебно-производственных и вспомогательных помешений);

обшая плошадь (сумма рабочей и подсобной плошади).

Помешения аудиторий, кафедр, лабораторий подразделяются также на обшеинститутские-для студентов всех



WJ. функциональная и обьемно-планири.мчная апруктура высших учебных заведений 177

факультетов и факультетские-специа-, лизированные.

Укрупненные данные нормируемых величин рабочей и общей площади на одного студента дневного отделения для вузов различного профиля приведены в табл. 10.3.

Таблица 10.3. ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕЙ И ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ

ПО.МЕЩЕНИЙ ВУЗОВ (М НА ОДНОГО СТУДЕНТА)

Вузы

Рабочая

Общая плоищдь

плоиидь

(не более)

Университеты

9,7-10,6

16,1-17,5

Технические

10,6-11,2

18,3-19,4

Сельскохозяйствен-

10,9-11.2

18,8-19,4

Педагогические

8,7-9

14,5-15

Экономические

7,5-7,9

12,5-13,1

Медицинские

12,1-1?,3

21,7-22

Культуры

Искусства

33,8

Физкультуры

Примечания: 1. Величина рабочей и общей площади дифференцируется в зависимости от величины контингента студентов.

2. Величина площади вузов физкультуры дана ориентировочно.

3. Удельные показатели общей площади и строительного объема утверждены приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 17 августа 1979 г. .V9 183 и приведены в Руководстве по проектированию высших учебных заведений. -М., Стройиздат, 1980.

По архитектурно-планировочному признаку все помещения учебных корпусов вузов могут быть разделены на две большие группы:

помещения со стандартным модулем (мелкоячеистые)-6-7,5 м, т.е. не требующие для своего размещения особых конструктивно-планировочных решений и размещаемые в обычных учебных корпусах (кафедры, кабинеты, административные отделы, малые аудитории и т.д.);

группы помещений специфической структуры глубиной 9 м , и более, размещаемые, как правило, в специализированных блоках (библиотека, актовые залы, аудитории, спортзалы).

Именно сочетание корпусов со стандартными модулем и разнообразных крупноструктурных корпусов

в виде блоков с особыми конструктивными и планировочными решениями позволяет создавать многоплановые композиции, характерные для высших учебных заведений различного профиля.

В соответствии со спецификой университетов студенты с первых же курсов обучаются на «своих» факультетах, где проходят все общетеоретические предметы. Таким образом, в университетах функционально отсутствуют главные учебные корпуса.

Иногда главные корпуса создаются по композиционным соображениям: университетский общеинститутский блок включает лишь ректорат, библиотеку с музеем и группу актового зала, а также общетеоретические кафедры.

. Композиционным центром университета является, как правило, площадь-форум.

Планировочную структуру университетов интересно проследить в осуществляемых в настоящее время проектах Ленинградского университета в Петродворце, Тбилисского университета и университета в Алма-Ате (рис. 10.2).

Функционально - планировочные структуры технических и сельскохозяй-ствеиных вузов имеют много общего. В отечественной практике обучение в этих вузах разделено на два этапа - на первом изучаются главным образом общеинститутские дисциплины, на втором - специальные профилирующие. В соответствии с этим в практике проектирования и строительства таких вузов выделяются, как правило, в самостоятельные главные учебные корпуса общеинститутские кафедры и помещения, составляющие общетехнические факультеты. Поэтому распространенным объемно-планировочным приемом построения комплекса технического или сельскохозяйственного вуза является сочетание крупного главного учебного корпуса с системой более мелких факультетских корпусов. Примерами могут служить политехнические институты во Владимире, Таллине, Кишиневе и других городах, сель-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179