Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

тинская академия в Москве (1687 г.), а первыми гражданскими высшими учебными заведениями были Университет в Москве (1786-1793 гг.). Академия художеств (1764-1788 гг) и Высшее горное училише (1806-1811 гг) в Петербурге. Каждое из этих учебных заведений размешалась, как правило, в одном двух-, трехэтажном корпусе, обычно симметричном, с центральным портиком. В дальнейшем в XIX в. в России были построены крупные политехнические институты (Петербург, Киев, Томск) с большим числом учебных корпусов различного назначения.

За годы Советской власти высшие учебные заведения получили большое развитие: до революции в России было всего 105 вузов с общим контингентом 127 тыс. студентов, в настоящее время функционирует около 900 вузов с контингентом более 5 млн. студентов. Уже в 30-40-е годы были построены новые крупные вузы: Академия легкой промышленности в Ленинграде, Политехнический институт в Свердловске, Академия им. М. В. Фрунзе в Москве и др.

После Великой Отечественной войны возведены крупнейшие комплексы: Университет на Ленинских горах в Москве, политехнические институты в Таллине, Каунасе, Иркутске, Хабаровске, сельскохозяйственные институты в г. Горьком, Тбилиси, медицинские институты в Минске и Ереване, завод-втуз им. Лихачева в Москве и многие другие. Эти объекты являются характерными примерами архитектурного творчества разных периодов развития советской архитектуры.

Система высшего образования в нашей стране, в отличие от многих других стран, построена на основе Дифференциации вузов в зависимости от потребностей народного хозяйства, и институты делятся на следующие группы; университеты; технические вузы; сельскохозяйственные вузы; педагогические вузы; экономические вузы; медицинские вузы; вузы культуры и искусства; физкультурные вузы.

Наиболее многочисленными являются технические вузы (политехнические и отраслевые: энергетические, строительные, химические, транспортные и др.) и сельскохозяйственные (многопрофильные и специализированные: механизации, зооветеринарные, агрономические и т.п.), которые обеспечивают производственную сферу. Университеты готовят кадры для научно-производственной и педагогической деятельности, педагогические-для системы народного образования, медицинские и физкультурные вузы-для системы здравоохранения, вузы культуры и искусства (культуры, архитектуры и изобрази-, тельного искусства, консерватории, театральные)-для сферы культуры.

Все группы вузов и дадее отдельные . институты имеют свои специфические особенности, что определяет их индивидуальный характер. Это: место в городе, кооперирование, планировочная структура, величина.

По величине контингентов студентов дневного отделения все высшие учебные заведения можно разделить на:

крупнейшие и крупные (университеты, политехнические и технические) 5-более 10 тыс. чел.

средние (отраслевые, сельскохозяйственные, педагогические, экономические, медицинские, технические).... 2-5 » малые (фармацевтические, культуры, архитектуры, художественные, , театральные, консерватории, физкультуры) . . 0,5-2 »

По формам обучения вузы подразделяются на дневные, вечерние, заочные. Большинство вузов имеет дневные и вечерние формы обучения. Заочное обучение обусловило гюявле-ние заочных вузов, филиалов и учебно-консультативных пунктов. Особой формой обучения является очное обучение без отрыва от производства, как это имеет место на заводах-втузах, в вузах-совхозах.

При проектировании всех типов ву-



ЗОВ независимо от их величины и профиля должны учитываться основные направления развития высших учебных заведений:

укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов (специализированных и кооперированных);

создание соответствия между динамикой учебного процесса и материальной базой вузов путем внедрения развиваюшейся системы генерального плана и гибких архитектурно-планировочных решений учебных корпусов;

приближение высших учебных заведений к месту приложения труда: к производству, научно-исследовательским институтам, сельскохозяйственному производству и т.д.;

развитие научных исследований в вузах и создание единых комплексов, вютючаюших учебу-науку-производство (вузов-НИИ, втузов-совхозов, заводов-втузов, медицинских научно-учебных центров, комплексов искусства и др.);

технизация и индивидуализация обучения, увеличение технического ос-нашения лабораторий и аудиторий, появление новых типов кабинетов контроля знаний, телецентров, вычислительных центров и т.д.;

комплексность и полнота возведения всех требуемых учебных, научных, производственных, жилых, спортивных, культурно-зрелишных и обслуживающих зданий и сооружений вузов.

10.2. Размещение вузов в городе, зо-. нирование территории

Каждая группа высших учебных заведений специфична по принципам размещения в структуре города, пдощади требуемых участков и взаимосвязи с другими учреждениями города. Участок должен обеспечивать размещение полного комплекра зданий и сооружений вуза с учетом перспективного развития, хорошую транспортную связь с городскими центрами.

Университеты и технические вузы следует располагать на периферии селитебной территории города в лесопарковой зоне или в его пригородной

зоне, а сельскохозяйственные, как правило, в пригородной зоне либо за городом. Высшие учебные заведения искусств, медицинские, экономические, физкультурные допускается размещать и в пределах жилой застройки города при наличии достаточного по площади земельного участка (рис. 10.1).

Высшие учебные заведения разного профиля целесообразно планировочно кооперировать с соответствующими предприятиями и учреждениями: университеты -с научно-исследовательскими институтами; технические вузы-с отраслевыми конструкторскими бюро, НИИ и опытным производством; сельскохозяйственные-с подсобными хозяйствами крупных совхозов; медицинские институты-с клиниками; физкультурные-со спортивными базами; вузы культуры и искусства-с концертными, выставочными залами и театрами. Прогрессивным является также кооперирование вузов с соответствующими средними специальными учебными заведениями. При решении генплана города или его реконструкции необходимо стремиться создавать укрупненные кооперированные комплексы из нескольких вузов с вьщелением в городах специальных учебных и учебно-научных зон (см. рис. 10.1).

Принципы размещения вузов зависят также от величины самого города, его градообразующих факторов. Так, в городе средней величины возможно вьщеление единой зоны вузгородка, которая может даже примыкать к центральной зоне города, а в крупнейших городах при большом числе вузов закономерно создание нескольких укрупненных вузовских центров, дифференцированных по профилю и взаимосвязи с различными учреждениями города.

Территория вуза включает следующие основные зоны: учебно-научную (лабораторные и учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, научно-исследовательские подразделения); жилую (студенческие общежития); спортивную; зону жилых домов



Схема размещения вузов в структуре города

Принципиашзая структура


ю М 1ю

5.11

II i

W -w -w

Принципиальные схемы решения генпланов о

bv30b

Веерна?! Многоцентровая

« *\ **

/-БОЛ Центричная



Несколько вузов на одном участке. Мо

Схемы кооперирования вузов

Вуз с местом приложения тр>да Вуз со средними учебными Иркутск заведениями.

Джамбул


Рис. юл. Высшие учебные

заведения в городе и на

участке

1 университет;

-политехнический

институт; отраслевой

технический институт;

IV сельскохозяйственный

институт; К-мелицииский

институт; W-экономический

институт; VII -физкультурный

институт;

VI11- пела! о1 ически й

институт; IX вузы культуры

и искусства;

Л - гуманитарный вуз;

XI общественный центр

города; А" -жилая

застройка; XIII-прошоиа,

Л/К-академгородок,

ХК-парковая зона;

XVI -зона 6о:1ыши и клииик-

XVII -средние учебные заведения (профтехучилища, техникумы);

ХИ -совхозные земли; / -учебноншучные корпуса-учебиочшучиая зона; 2-общежития-жилая зона студентов; 3 - сиорткомплскс -шортивная зона; 4- жилая зоьГа преподавателей;

5 - административно-общественный

центр; 6-культурно-бытовой центр;

7 -общественно-торговый центр; S-хозяйственная зона; 5*-медицинский центр; 10 научные корпуса; -актовый зал; /2-библиотска; /Л-аудиторни; 14 1раницы асютапного роста вуза




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179