Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


няются, перетекают одно в другое и раскрываются в окружающую среду. За рубежом ярким примером функционализма явился комплекс зданий Баухауза архит. В. Гропиуса. Композиция комплекса построена на выявлении его трех основных составляющих-мастерских, учебных аудиторий и студенческих общежитий, объединенных переходами.

Идея предельного единства внешнего и внутреннего пространств нашла свое наиболее полное выражение в работах архит. Ф.Л. Райта. В них несущая основа здания-железобетонный или металлический каркас, а стены- лишь элементы, ограничивающие и расчленяющие пространство. В своем материальном выражении идея взаимопроникновения пространств прочитывается в потолках и стенах здания, переходящих из внутренних помещений в наружные лод-

Рис. I.W. Мавзолей В. И. Ленина. Архит. А. Щусев

жии, навесы, открытые или полузакрытые внешние пространства.

Рационалисты, ярким представителем которых был К. Мельников, в отличие от функционалистов и конструктивистов, при создании своих композиций преяаде всего учитывали психофизиологические законы восприятия пространства человеком. Результатами такого подхода явились такие сооружения, как клуб им. Русакова в Москве и павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже 1925 г., о котором французский KfMTHK В. Жорж писал: «Он освобождает понятие объема от понятия сплошной массы. Он выражает третье измерение. Он создает ощущение пространства самим направлением архитектурных линий».



Общим для всех упомянутых мастеров являлось стремление к организации пространства, основанной на объединении однородных функциональных групп с четким их вьщеле-нием. Противоположный подход мы встречаем в творчестве архит. Мис ван дер Роэ, который в своих произведениях стремился к максимальному обобщению формы, придавая ей простейшие очертания. Редко расставленные опоры и гладкие перекрытия путем несложной перестановки перегородок позволяли приспосабливать созданные им объемы под различные нужды.

1.2. Средства

художественной выразительности

1.2.1. Художественный образ

В архитектурном произведении большую роль играет его эмоциональное воздействие на человека. Существует много вьщающихся архитектурных сооружений, где сщлволический художественный образ является основополагающим. К этой категории общественных зданий прежде всего относятся культовые сооружения, постройки репрезентативно-мемориального характера и другие уникальные общественные здания, несущие определенную идеологическую нагрузку.

Какие же средства художественной выразительности делают архитектурные произведения эмоциональными?

Цель создания инженерной конструкции и архитектурного сооружения-получение прежде всего наиболее рационального решения поставленной задачи. В создании инженерной конструкции используются технические и материальные возможности своего времени; в архитектурном сооружении они применяются с учетом эмоционального воздействия, создаваемого пластической их разработкой. Стремление к достижению определенного художественного образа может стать присной видоизменшия материала

и конструкции. Архитектурное сооружение обретает определенный художе-ствешвый образ высокого эмоционального воздействия благодаря идейному замыслу, которому подчинены как выбор целесообразной конструкции и мат териала, так и их пластическая разработка.

Если архитектурное произведение своими формами, членениями и пропорциями изображает не те конструкции и материалы, из которых оно сделано, сооружение перестает быть произведением архитектурным, а становится скульптурой. Скульптурным произведением является форма, которая превде всего зависит от формы изображаемого предмета и в минимальной степени подчиняется свойствам материала, из которого она сделана.

Архитектура-искусство не изобразительное, а созидательное. Она не изображает предмет, как это делают рисунок, живопись и скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности, она их создает.

Архитектор строит только то, что отвечает запросам потребителя, строит из тех материалов и в тех конструкциях, которые отвечают уровню технического и социального развития общества, для которого он строит.

Архитектура выражает уровень развития производительных сил общества, его социальную структуру и идеологию, поэтому при оценке архитектурного произведения нужно всегда исходить из учета тех исторических условий, в которых эти произведения создавались. То, что было целесообразно и прекрасно вчера, в условиях других социальных и технологических требований может подвергнуться переоценке. Однако существует одна категория оценки прекрасного, которая одинаково действенна для произведения архитектуры всех веков. Этой категорией является гармонизация сооружения в целом и в его частях, выраженная в их последовательной соразмерности. В искусстве нет законов, а есть зако-йомерность, найденная , художником.



И именно она, эта найденная закономерность, определяет формирование образа сооружения и его гармонию.

1.2.2. Соразмерность ..

целого и его частей

Задачами гармонизации архитектурного произведения зодчие занимались на всем протяжении существования архитектуры. Соразмерность частей здания выражается системой пропорций. Именно пропорции определяют единство частей произведения архитектуры и его целого. В математике пропорцией называют равенство двух отнощсний.

в архитектуре отнощснисм мы называем сравнение двух величин. Для образования пропорции необходимы два или несколько взаимосвязанных отнощсний. Пропорциональная взаимосвязь элементов выражается в соот-нощсниях линейных отрезков и в геометрическом подобии фигур. Подобие треугольников является простейщсй системой непрерывных соотнощсний в геометрии, в подобных прямоугольниках диагонали параллельны при параллельном размещении их сторон и перпендикулярны при развороте прямоугольников на 90°. Это видно из рис. 1.11 на примерах Эрсхтсйона в Афинах и виллы в Гарщс (архит. Лс Корбюзье), анализ которых, согласно приведенным закономерностям, определяет их членения и пропорции.

Широко распространенной системой непрерывных гармонических соотнощсний является пропорция «золотого сечения». Она исходит из геометрической пропорции А-.В = В:С С :D при условии, что ее последний член равен сумме двух первых, т.с. А:В= В: : {А + В). Таким образом, эта пропорция связывает между собой отнощсния частей и целого {АкВмАмВкА + + В). Ряд золотого сечения выражает идею деления целого на свои подобия. Взаимопроникающая соразмерность возникает в этом ряду между двумя величинами: меньшая относится



Рис. 1.И. Пропорции сооружений, построенных на подобии геометрических фигур

й-Эрехтейон в Афинах; б-вилла в Гарше под

Парижем. Диагонали подобных прямоугольников параллельны при параллельном размещении нх сторон и перпендикулярны при развороте прямоугольников на 90




Рис. 1.12. Построение пропорцшнальных -;елевие отрезка в золотом ссченнн; б -способ

построения ряда «золотого отношения»; е-построение египетского треугольника: г-построение отношения 1;2




0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179