Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 [ 158 ] 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

2\>.i (hUKllhli- ГРХППЫ ili>\WUHlilU 481

матерные и вентиляционные камеры, склады, пакгаузы и др.).

В вокзалах малой вместимости кассы и справочные рекомендуется размещать в небольшом вестибюле-холле, либо в общем зале таким образом, чтобы могущие образоваться здесь очереди не создавали препятствий для пассажиров, уже имеющих билеты и выходящих на посадку. В вокзалах средней и большой вместимости оправдано устройство специальных операционных помещений с последовательно расположенными по ходу движения пассажиров справочными бюро, кассами, комнатами администрации. Предпочтительным является устройство открытых касс и справочных бюро банковского типа. В вокзалах крупнейших и крупных городов при больших расчетных потоках различных категорий пассажиров, например дальних и пригородных, для них следует проектировать отдельные операционные залы.

Операционные залы следует, как правило, располагать со стороны города и открывать на привокзальную площадь широким фронтом остекления, облегчающим ориентацию пассажиров еще при их подходах с привокзальной площади. Кассы и пункты приема багажа целесообразно устраивать либо непосредственно против входов, либо в торцах операционного зала. В отдельных случаях допускается островное расположение касс и справочных бюро, которое позволяет развить протяженность фронта касс.

В операционных залах крупных вокзалов целесообразно располагать почтовые отделения с телеграфом, междугородными и городскими телефонами, сберегательную кассу, а в отдельных случаях агентства туристических организаций, помещения или киоски представителей гостиниц. В расчете на одного пассажира площадь огге-рационных залов по различным ведомственным нормам колеблется от 0,9 до 3 м.

Помещения для приема и выдачи багажа, а также камеры хранения целесообразно располагать вблизи ос-

новных путей движения потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. При этом наряду с обычными камерами хранения, оборудованными стеллажами для громоздкого багажа, следует проектировать и автоматизированные. Пункты приема и выдачи багажа, отправляемого по билетам, должны иметь удобную связь с привокзальной площадью (для беспрепятственного подъезда, разгрузки и загрузки специального грузового транспорта) и с перроном. При устройстве тоннелей для багажа багажные помещения целесообразно располагать в одном уровне с ними.

Большая группа помещений предназначена для ожидания и отдыха пассажиров-залы ожидания и комнаты длительного пребывания, комнаты матери и ребенка, представительские комнаты и др. Их целесообразно располагать в относительно тихой, непроходной зоне с обеспечением хорошей видимости из основных залов перрона (станционных платформ, причала, летного поля). Такие решения позволяют пассажирам наблюдать за движением поездов, судов, автобусов и самолетов, ожидать отправления в спокойной обстановке. Хорошим резервом увеличения вместимости вокзала является использование, особенно в южных районах, открытых озелененных двориков, защищенных от солнца и непогоды террас, плоских крыш и больших балконов.

В малых и средних пассажирских зданиях зал ожидания может иметь характер уютного непроходного холла. В больших и крупных вокзалах допускается устраивать несколько залов ожидания, например для пассажиров с детьми и для транзитных пассажиров. В ряде случаев залы ожидания целесообразно располагать в уровне второго зтажа. Такой прием должен быть оправдан рельефом либо применением специальных галерей, мостиков и трапов, обеспечивающих переход в кабину самолета, на борт судна и т.д. без неоправданных вертикальных перемещений. Площадь на одного пас-



.сажира в помещениях ожидания по нормам различных ведомств колеблется от 1,3 до 3,9 м.

Особое значение для создания комфортных условий в залах Ожидания имеет мебель: скамьи, кресла и диваны рекомендуется устанавливать группами или секциями, в сочетании с вертикальными стендами, рекламными щитами, элементами озеленения и малых форм таким образом, чтобы создавать как бы отдельные, изолированные от транзитного движения холлы.

В связи с ростом частоты и регулярности движения площади зоны ожидания в вокзалах имеют тенденцию к относительному сокращению. Тем не менее наблюдается тенденция развития зоны разнообразных услуг, способствующих повыщению общей культуры обслуживания и созданию в вокзалах современного комфорта. К основному залу ожидания должны примыкать или располагаться непосредственно в нем торговые киоски для продажи газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, кабины телефонов-автоматов.

Непосредственно у залов ожидания следует размещать и предприятия общественного питания-кафе-буфет, закусочные, ресторан. Рассчитываются они не менее, чем на 10% вместимости вокзала.

У залов ожидания обычно устраиваются туалетные, иногда небольшие ателье бытового обслуживания и парикмахерские, а у залов прибытия-медицинский пункт с комнатами-боксами для больных и ослабевших пас- • сажиров. Последние .оправданы главным образом в морских вокзалах и аэровокзалах. В наиболее крупных сооружениях, обслуживающих транзитных пассажиров, например в аэропортах, иногда устраиваются залы просмотра кинофильмов и телепередач.

29.4. Приемы архитектурной композиции вокзалов. Конструктивные схемы, материалы и оборудование

Вокзалы, как правило, являются крупными общественными сооружениями общегородского значения и часто-определяют собой первое впечатление от города, а иногда и от страны в целом; эти обстоятельства влияют на те специфические требования, которые должны быть предъявлены к их архитектурной композиции.

В решениях вокзалов, как и других общественных зданий, различают централизованные, блокированные и павильонные схемы. Централизованные, компактные решения характерны для отдельно стоящих «монофункциональных» зданий вокзалов, а блокирован-ные-для объединенных вокзалов или вокзалов, кооперированных с административно-служебными, техническими или другими зданиями.

Павильонные композиции, отличаю-пщеся большой площадью застройки и наиболее растянутыми пешеходными и инженерными коммуникациями, в городах используются относительно редко.

Наиболее органичны вокзалы с помещениями, вытянутыми вдоль перронов. Этот прием характерен для всех вокзалов и позволяет обеспечить хорошую взаимосвязь пассажирских помещений с посадочными платформами. Для пассажиров отправления нужные им помещения следует располагать в такой последовательности, чтобы исключить пересечения встречных потоков, возвратное движение и неоправданные подъемы. Для пассажиров прибытия важно обеспечить наиболее короткие и удобные пути выхода к. остановкам городского транспорта. Для этого в вокзалах, вытянутых вдоль перрона, нередко устраивают открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по его периметру.

Перпендикулярное по отношению к перрону расположение пассажирских помещений нередко превращает корпус



вркзала или его часть в своеобразный мост-переход (железнодорожные вокзалы вХарлоу и Ковентри) или даже в тоннель-переход.

Централизованное компактное регпение при большой ширине корпуса вокзала (до 30-40 и более м) относительно увеличивает в здании «зону транзита», зону проходов. Наиболее оправдано компактное решение при перронах, с нескольких сторон охватывающих здание вокзала, как, например, в аэровокзале компании «Пан-Амери-кен Эйруэйз» в Нью-Йорке.

В настоящее время распространены как асимметричные, так и симметричные планировочные схемы. В зависимости от расположения основных объемов зданию вокзала может быть придана цельность или расчлененность, статичность или динамичность. При этом могут быть использованы приемы контраста, с резким противопоставлением нескольких объемов (например, горизонтальных и вытянутых по вертикали) и поверхностей различных фактур или, напротив, мягкая пластика с использованием мелких деталей.

При поисках образа вокзала необходим возможно более полный учет существующего или проектируемого «городского» окружения, основанный на принципах соподчиненных или контрастных решений. Например, в Венеции, неповторимом городе, сохранившем свой облик на протяжении четырех столетий, новый железнодорожный вокзал решен в современных формах, отличается строгими горизонтальными членениями и связан со скульптурной массой расположенного рядом барочного собора Санта-Мария делла Скальци лишь масштабом. Новый операционный зал железнодорожного вокзала в Кёльне (ФРГ), расположенный рядом со знаменитым готическим собором, имеет огромные остекленные стены, ориентированные на собор, и перекрыт железобетонной полупараболической консолью большого выноса. Такое соседство нового и старого взаимно обогащает ансамбль данной части города, подчеркивает

остроту форм и выразительность современной архитектуры.

На объемно-планировочную структуру вокзалов большое влияние оказывают современные принципы организации внутреннего пространства (рис. 29.9, 29.10). Традиционные громоздкие сооружения все чаще уступают место легким, лаконичным по форме зданиям-павильонам. В противовес устаревшей тенденции разгораживать вокзал на относительно мелкие комнаты и залы-ячейки заметно стремление к укрупнению помещений, обеспечивающему свободное движение пассажиров, а также возможность перестановки оборудования с изменением ранее принятых технологических схем. При этом интерьер одного помещения как бы сливается со смежными и природным окружением. В транспортных сооружениях такие решения особенно оправданы, так как обеспечивают хорошую зрительную взаимосвязь всех основных элементов вокзального комплекса: привокзальной площади, интерьеров вокзала и перрона.

Стремление наиболее полно и с минимальными затратами удовлетворить потребности пассажиров привело к созданию помещений универсального назначения. При этом используется принцип функционального зонирования единого крупного зального помещения либо определенная трансформация его при помощи передвижных перегородок, экранов или мебели. В принятую композицию целесообразно включать наружное и внутреннее озеленение, привлекающие внимание пассажиров цветовые плоскости, местное и общее освещение, рекламу, справочные таблицы (стоимости билетов, расписания движения) и указатели.

Конструктивные схемы вокзалов различной вместимости и назначения весьма многообразны.

В отечественной практике повсеместно используются балочно-сто-ечные железобетонные конструкции, например с сеткой опор 6x6, 6 х 12 и 6 X 18 м с применением сборных




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 [ 158 ] 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179