Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 [ 155 ] 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

29 Глава. Вокзалы железнодорожного, речного, морского, автомобильного и воздушного транспорта

" Вокзалы классифицируются по ряду общих для них признаков-по видам используемого транспорта и назначению, положению на магистрали, пропускной способности и соответствующей ей вместимости, категориям пассажиров.

По видам используемого транспорта и назначению могут быть выделены в отдельные группы железнодорожные вокзалы и павильоны; речные и морские вокзалы и павильоны; автобусные вокзалы и павильоны; аэровокзалы в аэропортах, городские агентства и аэровокзалы.

По положению на магистрали различают вокзалы конечные (тупиковые), в которых происходит формирование поездов (подготовка судов, автобусов, самолетов), узловые, как правило, со значительными потоками пересаживающихся пассажиров, и промежуточные, расположенные между крупными станциями или портами.

Пропускная способность, определяемая количеством пассажиров, прошед-щих за единицу времени (час, сутки, год) через здание, наиболее полно характеризует объем работы вокзала. В соответствии с пропускной способностью и соразмерной ей единовременной вместимостью, вокзалы подразделяются на малые, средние, большие и крупные. С допустимой степенью приближения малыми вокзалами можно считать сооружения, одновременно обслуживающие от 25 до 300 пассажиров, средними-от 300 до 700, большими-от 700 до 1500, крупными-от 1500 и более пассажиров.

Существенно влияет па состав помещений и композицию вокзала не только количественная, но и качественная характеристика преобладающих потоков пассажиров. Существует несколько основных категорий пассажиров-дальние, местные, транзитные, пригородные, международные,- различающихся по принципам организации

их обслуживания. На железнодорожном транспорте, например, дальними считаются пассажиры, следующие за пределы данной дороги, местными-пассажиры, следующие в пределах дан-нон дороги на расстояние до 300-500 км.

Наибольшего внимания требует организация обслуживания транзитных пассажиров, которые совершают в данном узле пересадку, задерживаются в вокзале на относительно длительный срок и нуждаются в целом ряде помещений-в том числе в операционных залах и залах ожидания, предприятиях питания, торговли и др. В планировочной структуре вокзала должны быть также учтены интересы пассажиров проходящих поездов (судов, авто-бусов, а в отдельных случаях-и самолетов), пользующихся помещениями вокзала только во время стоянки.

Потоки пригородньгх пассажиров, в первую очередь так называемые «трудовые», отличаются высокой интенсивностью и большой неравномерностью по времени суток и года. Их целесообразно отделять от пассажиров даль- I него следования, а остановки пригородных поездов (судов, автобусов)-предельно приближать к остановкам городского транспорта.

Обслуживание международных пас- сажиров предусматривается только на пограничных станциях и тех морских портах и аэропортах, из которых поезда, суда или самолеты отправляются непосредственно за рубеж. Особенностью таких вокзалов является полное отделение пассажиров внутренних линий от пассажиров международных линий, связанное с проведением пограничных и таможенных формальностей.

Во всех вокзалах должны быть учтены интересы посетителей (встречающих и провожающих, людей, посетивших вокзал для наведения справок), которые должны иметь возмож-



ность пользоваться теми же удобствами, что и пассажиры. Нормируемое в ряде ведомств число посетителей колеблется от 10 до 40% расчетного числа пассажиров отправления.

29.1. Размещение вокзалов. *" Привокзальные площади

Выбор места размещения вокзала и его принципиальная архитектурно-пространственная схема определяются в соответствии с общим решением транспортного узла города, на основе его генерального плана развития, с учетом существующей или проектируемой транспортной ситуации (путевое развитие, акватория и фронт причальных устройств, возможности трассирования воздушных подходов и пр.), а также совокупности конкретных градостроительных и природных условий. При этом речные, морские и автобусные вокзалы и центральные городские транспортные агентства (а иногда и железнодорожные вокзалы-в тех случаях, когда это возможно) целесообразно размещать преимущественно в центральной части города или приближенно к ней, в зоне массового пешеходного движения.

Вокзалы связьюаются с центром города, как правило, магистральными улицами общегородского значения. Движение на таких магистралях должно быть по возможности безостановочным. В связи с этим на подходах к крупным вокзалам оправдано сооружение транспортных пересечений в разных уровнях, как это, в частности, принято в проектах реконструкции Комсомольской площади и площади Курского вокзала в Москве, морском вокзале в Одессе, автобусных вокзалах в Риге и Вильнюсе (рис. 29.1), аэровок-

Транспортным узлом города называется комплекс транспортных сооружений и устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию далБних, местных, транзитных, пригородных и городских перевозок грузов И пассажиров.

залах Москва-Домодедово, Москва-Шереметьево (рис. 29.2), Ленинград-Лул-ково. Аналогичные решения получают все более широкое распространение и за рубежом (железнодорожные вокзалы в Варшаве, Брюсселе и Роттердаме, морские вокзалы в Алжире, Булони, Гавре, аэровокзалы Париж-Орли и Париж-Руасси, Франкфурт-на-Майне, Нью-Йорк-Айдлуальд).

Размеры привокзальных площадей принимают от 0,25 га в поселках до 2,5-5 и более га в городах. Размеры наиболее крупных привокзальных площадей иногда достигают 8-10 га. При этом подъезды к крупным железнодорожным, морским и авиационным вокзалам со стороны привокзально1 площади при большом объеме движения нередко устраиваются в» двух уронях v (железнодорожные вокзалы в Версале, Цинциннати, Оттаве; морские вокзашы в Хельсинки, Гавре, Булони; аэровок-з,алы Ленинград-Пулково, Вена-Шве-хат, Рим-Фиумиччино, Брюссель-На-циональ и др.). Этим достигается полное разделение потоков прибытия и отправления (или пассажиров и багажа) по" вертикали и может быть обеспечена минимальная длина пешеходного пути.

С подъездами в двух уровнях сооружен морской вокзал в Гавре. Первый этаж используется как склад и предназначен исключительно для грузовых и багажных операций. Плоское покрытие над складами превращено в гигантскую платформу- длиной 500 м, на которой расположены группы пассажирских и вспомогательных помеще- • НИИ. Все они перекрыты общей шедо-вой конструкцией, объединяющей отдельные объемы. Со стороны моря перекрытое пространство ограждено прозрачными стеклянными стенами, которые могут раздвигаться, образуя широкие проходы на открытый балкон.. Балкон тянется по всему морскому фасаду и в торцах заканчивается площадками для стоянок автомобилей. Это создает исключительно удобные условия для пересадки пассажиров на средства автомобильного транспорта непосредственно у входов в пасса-




Рис. 2Я.1. Автобусный вокза! в Вильнюсе. Архипикторы В. Бредикис. В. Лукшас и др.

Общий вид фасада: фрагменты перрона

жирские помещения. Хорощо решена проблема пересадки и на железную дорогу. Две крытые пассажирские железнодорожные платформы, обслуживающие одновременно четыре поезда, удобно связаны со вторым этажом морского вокзала двумя крытыми переходами, пассажирскими и грузовыми лифтами и эскалаторами.

В ряде случаев для сокращения затрат времени на посадку и высадку пассажиров устройство подъездов к крупным вокзалам осуществляется по


Рис. 29.2. Аэровокзал Москва-Шере.метъево. Архитекторы Г. Елькин. Г. Крюков. М. Чесаков и др. Фрагмент перрона




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 [ 155 ] 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179