Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 [ 135 ] 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

В столичных городах и региональных центрах выделяются правительственные комплексы. Они образуют сложно-сочлененную симметричную (г. Бразилиа) или свободную (Бостон, США) композицию различных по функциям пространств и сооружений. Правительственная площадь может-иметь ядро композиции в виде поставленного в центре крупного пластически решенного объема Дома правительства (Баку) или ратуши (Бостон). В другом случае главным может явиться замкнутое или раскрытое пространство площади (Ереван, Ташкент).

Здания министерств нередко тяготеют к правительственному центру (Ташкент, Чандигарх), а чаще -концентрируются на главных магистралях вместе с другими зданиями управления и важнейшими общественными сооружениями города (Москва-проспект Калинина; Минск-проспект Ленина; г. Фрунзе - проспект Ленина). Создаются самостоятельные административно-общественные или деловые центры (Центр международных связей в Москве).

В областных и других крупных городах главную площадь обычно возглавляет Дом Советов, нередко объединяющий областные и городские организации. В 40-х-50-х годах Дом Советов чаше всего размещали по оси симметрии площади (Воронеж, Пенза, г. Калинин). В конце 60-х годов появляются асимметричные композиции из сложно-уравновешенных, различных по функциям, форме и абсолютным размерам объемов (Йошкар-Ола). Планировка площади должна учитывать возможность удобного расположения трибун, монумента, пути движения демонстраций (Владивосток, Тула).

В городах и поселках, являющихся районными центрами, состав районных учреждений достаточно велик (советские, партийные организации, отделение Госбанка и сберкассы, райсуд и прокуратура) для создания значительного и архитектурно-выразительного общественно-административного центра. Для этого необходим це-

лостный подход, предусматривающий размещение учреждений и организаций в кооперированных зданиях-блоках, допускающих строительство по очередям в случае разновременного финансирования.

В небольших городах и малых населенных пунктах администратавные здания невелики даже при кооперировании учреждений (например, районный сельский и поселковый Советы, правление колхоза и отделение связи и сберкассы; рис. 25.2). Нередко они уступают главенствующее положение клубу или Дому культуры.

В последние десятилетия появились специализированные комплексы зданий хозяйственных учреждений или проектных институтов, расположенные на периферии центральных планировочных зон крупнейших городов (Киев-бульвар Леси Украинки; Минск-Парковая магистраль; район Чиланзар в Ташкенте), многофункциональные административно-общественные центры или комплексы (центр в г. Тольятти, Центр международных связей в Москве). В них возможно внедрение различных форм кооперирования учреждений обслуживания, создание оживленных городских пространств, своего рода общественных форумов. При этом достигается снижение затрат на строительство и эксплуатацию зданий и инженерных сетей.

Крупные здания и комплексы являются мощными центрами трудового тяготения. При их размещении необходимо учитывать близость к остановкам общественного транспорта и величину создаваемых в часы пик потоков. Необходимо разделерие пешеходов и транспорта, устройство автостоянок-открытых и крытых, с учетом перспективного уровня автомобилизации. Их площадь определяется из. расчета 3-5 машино-мест, а на перспективу -10-20 машино-мест на 100 сотрудников.

Примером мощного многофункционального комплекса, включающего десятки административных зданий высотой до 45 этажей и расположенные




Рис. 25.3.

Административно-общественный центр Дефанс в Париже. Генеральный план

I -выставочное здание Национального центра промыишеиности и техники; 2-пешеходнай плита, под которой прохолнт

автомагистраль и находятся станция скоростного метрополитена, автобусная станция, магазиньс, к1!нозал, автостоянки; i-кольцевой

проезд местного значения с односторонним /шнжением; 4-железнодорожная станция. А/шиннстративные злшшя выделены черным



ПОД пешеходным уровнем торговые, зрелихцные, выставочные помещения, крытые многоэтажные автостоянки и остановки общественного транспорта (метро, автобусы), является административно-общественный центр Дефанс в Париже, шзданный в 5 км от площади генерала Де Голля (пл. - Этуаль) и замыкающий сейчас перспективу Елисейских полей (рис. 25.3).

Участки зданий управления должны включать хорошие подходы и подъезды (главный и служебный), озеленение и автостоянки, а в малых населенных пунктах также хозяйственные дворы с гаражом и навешм. Градостроительные нормы предусматривают 0,3-0,5 га на объект вместимостью до 800-1000 чел., а для малых двух-, трехэтажных зданий-0,2-0,3 га. Участки более крупных объектов не нормируются. Плотность застройки участка составляет обычно 20-30%, а в центрах сложившихся городов достигает 50%. В крупных капиталистических городах подземное пространство нередко используется под всей площадью участка, причем в пешеходном уровне перед входом в здание иногда устраивается благоустроенная общественная зона, так называемая «плаза».

ми. Площади залов швещаний, конфе* ренц-залов, архивов, библиотек, экспедиции,, копировально-множительных служб, в которых протекают различные вспомогательные процессы, устанавливаются для каждого помещения в зависимости от количества и размеров технологического оборудования. Площади вестибюлей, гардеробных, буфетов, столовых, санузлоВ( медпунктов, мастерских и других обслуживающих помещений зависят в основном от величины здания, т. е. от его вместимости. Состав и площади технических помещений определяются видами, мощностью технических систш и габаритами инженерного оборудования.

Важнейший контрольный показатель, отражающий функциональную и планировочную специфику зданий,-общая площадь, приходящаяся на одного штрудника. Показатель строительного объема на одного штрудника отражает также уровень инженерно-технического оснащения зданий, поскольку в" нем учитывается высота технических помещений (табл. 25.1). Вме-

Таблииа 25.1. УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ НА ОДНОГО СОТРУДНИКА (УТВЕРЖДЕНЫ ГОСГРЛЖДАНСТРОЕМ)

25.3. Состав помещений

и нормируемые показатели

В зависимости от характера деятельности учреждений меняются состав, соотношение площадей различных помещений, величины нормируемых показателей по зданИЯм и помещениям. Площадь комнат и Эа-лов для работы сотрудников, а также кабинетов с приемными, т.е. помещений основного назначения, в которых осуществляются непосредственные функции учреждений, определяется суммарно по вместимости здания и удельному показателю площади на одного штрудника учреждения. Необходимо предусматривать кабинеты и приемные для руководства учреждением и его основными подразделения-

типы зданий

Строи- Обшая Площадь рабо-

тельный пло- чих комнат (за-

объем, щадь, лов), кабинетов и

мVчeл. м/чел. ириемных,

Здания государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик при числе сотрудников, чел.; до 100 7,5

101 до 600 70 18,5 6,3-6,8*

601-800 • 6

свыше 800 5,8

Здания исполкомов Советов народных депутатов областей, го- j родов и районов, а ( также их отделов и j управлений при числе i сотрудников, чел.: до 100 90 24 7

101-200 80 21,4 6,7

201-350 70 18,7 6,4




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 [ 135 ] 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179