Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 [ 130 ] 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


Рис. 24£.

Общественно-торговый центр в Сан-Пауло (Бразилия) Архитекторы Р. КарЬозо, А. Нетто и др. Общий еид

Челябинска (над пересечением автомобильных магистралей; рис. 24.5, 24.6) и в японском городе Сенри, где торговые галереи расположены над железнодорожными путями и вокзалом.

24.3. Функциональное зонирование территории, группировка и состав предприятий и учреждений торгового центра

Функциональное зонирование позволяет рационально использовать

территорию торгового центра, четко организовать транспортные пути и изолировать от транспорта пешеходные потоки, определить местоположение каждого объекта с учетом его функциональных особенностей. Существуют в основном два приема функционального зонирования и группировки объектов центра: горизонтальное (плоскостное) и вертикальное (многоярусное).

Применяя тот или иной. планировочный прием, архитектор не только формирует среду торгового центра и его окружения, но и организует потоки посетителей, способствуя успешной работе предприятий и учреждений обслуживания.

При составлении генерального пла-



на комплекса функциональное, зонирование и группировка объектов играют решающую роль.

Территория центра, как правило, должна состоять из трех основных планировочных зон: пешеходной, включающей пешеходные площади и улицы, площадки посадочных платформ для пассажиров общественного и индивидуального транспорта, трассы для транзитных пешеходов, участки зеленых насаждений и площадки отдыха посетителей центра, площадки для сезонной торговли;

транспортно-хозяйственной, включающей площадки для подъезда общественного транспорта, площадки для автостоянок легкового и грузового транспорта, площадки для грузовых подъездов и трассы для транзитных проездов;

зоны застройки, включающей площадки под зданиями и резервные площади для развития центра.

При неблагоприятных условиях для строительства вьщеляется специальная защитная зеленая зона для ветро-и шумозащитных насаждений.

Общая площадь территории центра зависит от принятого планировочного решения. Прием вертикального зонирования позволяет сократить общую площадь участка в 2-3 и более раз. Его основное содержание состоит в объединении отдельных элементов обслуживания пешеходной зоны-главной распределительной части центра-на одних ярусах, а элементов транспорт-но-хозяйствешюй зоны-на других. На этой основе формируется единая пространственно-непрерывная структура о бщественно-торго вого комплекса.

Наиболее распространенным

является двух-, трехъярусное построение планировочных зон. Более сложные объемно-пространственные решения возникают сравнительно редко. Например, при включении в крупные центры подземного рельсового транспорта (метрополитен, скоростной трамвай).

В подземном пространстве в первую очередь размещают разгрузочные

дебаркадеры, складские, подсобные и технические помещения. Использование подземного пространства для торговых залов магазинов, предприятий питания (бары, кафетерии и др.), помещений службы быта (экспресс-обслуживание, пункты проката), торговых автоматов, помещений дополнительного обслуживания посетителей, бюро заказов и др. наиболее целесообразно при организации пространственных подходов к торговому центру (подземные переходы через магистрали и заглубленные остановки общественного транспорта). При этом входы в различные помещения торгового центра устраиваются как в наземном и надземном, так и в подземном уровнях.

Основной пешеходный уровень объединяет универсальные магазины, универсамы, специализированные магазины и салоны, экспресс-закусочные и другие объекты, обладающие большой притягательной силой и формирующие поток посетителей центра.

Рестораны, кафе, предприятия службы быта, различные конторские и другие реже посещаемые предприятия и учреждения располагаются в стороне от основного потока посетителей, выше или ниже главного пешеходного уровня и сообщаются между собой с помощью вертикальных пешеходных коммуникаций - лестниц, пандусов, лифтов, эскалаторов.

Наиболее важное значение пешеходная торговая зона приобретает в условиях обществешю-торгового центра городского типа. Пешеходная зона, как отмечалось выше, представляет собой пространственную структуру и включает открытые пространства, закрытые распределительные зоны, пешеходные переходы над и под улицами и т.д.

Общественно-торговые центры-структуры, развивающиеся во времени и пространстве. При составлении генерального плана принимаются во внимание перспективы их дальнейшего роста и расширения. Например, изменения в организации торгового обслужи-



вания, вызывающие лищь перераспределение площадей в торговых зданиях, или так называемое микроразвитие комплекса. В то же время образование новых функционалы1ых групп обслуживания приводит к значительному расширению территории, или так называемому макроразвитию торгового центра.

Состав и мощность предприятий местньгх торговых центров определяются с учетом потребностей различных контингентов населения, проживающих и временно пребываюгцих в зоне обслуживания центра радиусом 500 м.

В состав предприятий местных центров включаются следующие типы:

универсам - магазин самообслуживания с продовольственными товарами универсального ассортимента и непродовольственными товарами повседневного спроса, со столом заказов и кафетерием;

комплексное предприятие общественного питания с магазином полуфабрикатов, кулинарии и готовых блюд;

комплексный приемный пункт бытового обслуживания с мастерскими мелкого ремонта и парикмахерской;

отделение связи, сберкасса и аптека.

Местные торговые центры в зависимости от градостроительных условий могут включать различные учреждения общественного обслуживания: кинотеатры, клубы, танцзалы, спортзалы, библиотеки и т.д., формируя общественно-торговые комплексы.

В торговых центрах городского значения состав и мощность входящих в них предприятий и учреждений определяются, как правило, на основе дифференцированных расчетных показателей с индивидуальным подходом в каждом отдельном случае, учитывающим социально-экономические и градостроительные факторы.

Ядром городского торгового центра является универмаг с комплексом дополнительного обслуживания: отделом заказов и доставки на дом, сервис-бюро и т.п. В состав центра включаются специализированные магазины.

рестораны и кафе (общего типа и специализированные), бары, закусочные, магазины полуфабрикатов, столовые самообслуживания, кафе-автоматы, экспресс-закусочные и др. Торговый центр городского значения включает, как правило. Дом быта, а также отдельные специализированные предприятия индивидуального обслуживания: дом моделей, салон красоты, фотокиностудию и др. В состав центра входят также почта, сберкасса, теле-фонно-переговорный пункт, справочное бюро, театральные кассы, центр информации, учебно-производственные комбинаты торгового ученичества. Часто торговый центр объединяется с крытым рьгаком, магазином-базой по комплектации заказов и посылтор-гом.

24.4. Архитектурная композиция

общественно-торговых центров

Важнейшим принципом архитектурной композихщи общественно-торговых комплексов является интеграция различных функций общественного обслуживания, отражающая современные тенденции материальной жизни общества. Этот принцип приводит к формированию новых типологических моделей многофункциональных общественно-торговых центров. Основное содержание его заключается в архитектурно-художественном объединении сосуществующих объемов и пространств с различными функциями, взятых в. совокупности. Для пояснения укажем на примеры общестЬен-но-торгового центра на проспекте Калинина в Москве, где использован единый архитектурный прием двухэтажного протяженного объема, и многоярусные торговые галереи общегородского комплекса Камберноул-да (Великобритания), скомпонованные с четко модулироваш1ыми плоскостями конторских и жилых помещений. Здесь достигнуто художественное выражение объединения различных функций в их архитектурно-пространственной цельности и непрерывности.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 [ 130 ] 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179