Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


плексные приемные, пункты, парикмахерские, фотоателье и др.); предприятия, обеспечивающие выполнение заказов (крупные механизированные цехи и фабрики).

Основные группы помещений предприятий бытового обслуживания включают:

помещения для посетителей (залы приема и вьщачи заказов, залы ожидания, вестибюли, демонстрационные и выставочные залы и другие помещения обслуживания посетителей);

производственные помещения

(склады готовой продукции, материалов и запасных частей, помещения для приемки заказов, склады инвентаря, предметов проката и др.);

административные и бытовые помещения для обслуживающего персонала (кабинеты, конторские помещения, гардеробные, дущевые, уборные и др.);

технические помещения (вентиляционные камеры, тепловые узлы и др.).

Существует несколько приемов компоновки этих групп помещений и взаимосвязи их с залом приемазаказов:

производственные помещения непосредственно примыкают к залу (в небольших предприятиях);

производственные помещения и зал размещены по вертикали в разных этажах.

Характер планировки и объемно-пространственного построения зданий

Рис. 23.18. Станция техобслуживания автомобилей (СТОЛ) Волжского автозавода (Москва). Архит. л. Павлов и др.


Рис. 23.19. Дом быта в Алма-Ате

бытового обслуживания зависит от мощности предприятий. Для мелких и средних предприятий характерна компактная планировка с расположением помещений вокруг зала приема заказов. Для крупных (объемом свьпие 5000 м ) наиболее соответствует коридорная система с залом приема заказов с одной стороны коридора или на всю ширину здания. В первом случае здания проектируются в виде одно-или двухэтажного объема, во втором-



24.1. Формирование и те нденчии развития 389

на основе сочетания одно-двухэтажного объема (помещения для посетителей) и многоэтажного (производственные помещения).

Для массового стандартного бытового обслуживания селитебных зон предназначены здания комплексных приемных пунктов и кооперированные здания прачечной и химчистки (здания местного значения).

Комплексные приемные пункты с мастерскими мелкого ремонта и парикмахерской обеспечивают прием-выдачу заказов и выполнение мелкого и срочного ремонта в присутствии заказчика. -

Кооперированные здания прачечной и химчистки работают по принципу самообслуживания в сочетании с механизированным предприятием срочной химчистки. Это обеспечивает гибкость в технологическом и планировочном решениях с учетом взаимозаменяемости форм обслуживания.

Дома быта являются основными предприятиями бытового обслуживания со стандартным и индивидуальным видами обслуживания-зда-

ния городского значения (рис. 23.19). Они представляют собой комплексные предприятия на 100-300 рабочих мест с широким набором видов обслуживания и рассчитаны на выполнение заказов кроме собственного и других приемных пунктов.

В состав Дома быта входят, как правило, следующие предприятия: мастерские мелкого и среднего ремонта одежды и обуви, кожгалантереи, трикотажа, ювелирных изделий, фотооптики, часов; срочная химчистка и стирка белья; парикмахерская и косметический салон; душевые и ванные комнаты, бассейн для плавания; кафе-бар; демонстрационный зал моделей одежды, кинозал, комната тихих игр и бильярдная.

Объемно-планировочные решения Домов быта должны быть гибкими, с возможностью трансформации помещений при изменениях технологии и объемов обслуживания населения.

Дома быта включаются как самостоятельные объекты в торговые комплексы городов или планировочных районов.

24 Глава. Торговые центры

24.1. Формирование

и тенденции развития

Торговые центры являются главными звеньями сетт торгово-бытового обслуживания. Эти комплексы, объединяющие различные предприятия торговли, общественного хштания и бытового обслуживания, предоставляют населению широкий концентрированный выбор товаров и услуг.

По сравнению с отдельно стоящими магазинами и другими объектами обслуживания торговые центры обеспечивают наибольшие удобства для населения: покупатель в одном месте с наименьшей затратой сил и времени имеет возможность сделать необходимые покупки и воспользоваться ус-

• лугами предприятий общественного питания и бытового обслуживания.

Наряду с комплексностью обслуживания и экономией затрат времени посетителей "торговые центры позволяют также повышать качество обслуживания путем использования современных средств -механизации, рационального оборудования и широкого применения прогрессивных форм обслуживания. Благодаря укрупнению, кооперации предприятий и многоцелевому использованию помещений торгового центра достигается сокращение расходов на строительство и их эксплуатацию. Торговые центры открывают большие возможности для рещения градостроительных, архитектурно-художественных задач, являясь значительньтти архитек-



турно-композиционными акцентами в городской застройке.

Торговые комплексы часто объединяются с транспортными, зрелищными и другими предприятиями и учреждениями обслуживания. В этих случаях их называют центрами обслуживания или общественно-торговыми центрами.

История возникновения и развития торговых центров уходит в глубь веков. Наиболее ранними примерами могут быть названы рынки, ярмарки, а позднее торговые ряды и гостиньш дворы. В XVII-XIX вв. во многих русских городах торговые ряды и гостиные дворы представляли собой наиболее значительные здания. Хорошо известны, например. Гостиный двор в Петербурге (архит. Валлен-Деламот, 1761-1785 гг.), Верхние торговые ряды в Москве (архит. А. Померанцев, 1889-1893 гг.).

Первые торговые центры в современном их понимании появились в конце 30-х-начале 40-х годов в США. Их возникновение и дальнейшее развитие там было обусловлено кризисом городских центров и процессом децентрализации американских городов в связи с бурным развитием автомобильного транспорта. Перенапряженность уличного движения, переуплотненность центральных районов, отсутствие мест для автостоянок привели к тому, что за городом, на свободных территориях вместе с развитием жилищного строительства стали возникать на межгородских автострадах крупные торговые центры, окруженные большими автостоянками (до 10 тыс. автомобилей). Одним из первых торговых центров загородного «американского» типа явился торговый комплекс в пригороде Сан-Диего (США, 1944 г.). Крупнейшими из них являются-«Рузвельт-филд» под Нью-Йорком, «Норслэнд» и «Истлэнд» под Детройтом, обслуживающие более 1 млн. чел. каждый.

Но в последние годы там появилась и получила развитие обратная тенденция-возвращение деловому центру американских городов прежних

торговых функций-в связи с углублением урбанизации и концентрацией городской жизни. В условиях сложившейся застройки центров возникает новый тип многоярусного общественно-торгового центра, позволяющий достаточно успешно решать задачи организации транспортного движения, автостоянок и безопасных пешеходных зон.

В Западной Европе торговые центры получили развитие после второй мировой войны. В отличие от американских, европейские торговые центры, как правило, сооружались в центральных городских районах в связи с их реконструкцией. Так, были построены торговые центры «Лиин-баан» в Роттердаме (Голландия) и в Ковентри (Великобритания). В конце 40-х и начале 50-х годов строятся торговые центры в городах-спутниках Лондона-Харлоу, Стивенендж, Кроу-ли, Базилдон и др., в городах-спутниках Стокгольма-Веллингбю, Фарста, Тэбю и др.

В начале 60-х годов в некоторых странах Западной Европы появляются также загородные торговые центры «американского» типа. Наиболее значительный из них «Таунус» был построен в окрестностях Франкфурта-на-Майне (ФРГ) для обслуживания свыше 2 млн. чел, Площадь его участка равна 330 тыс. м , общая торговая площадь магазинов-42 тыс. м .

Но основной тенденцией в Европе, следует признать, все же остается строительство укрупненных торговых центров на городских территориях в тесной связи с транспортом. Создаются многофункциональные торговые центры. Так, в Камберноулде (спутник г. Глазго, Великобритания построен общегородской центр, включающий деловые, культурные и торговые учреждения и предприятия, а также автостоянки. Центр представляет собой сложное многоярусное сооружение, расположенное над главной магистралью города, с функциональным зонированием и разделением пешеходного и транспортного движе-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179