Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


вой плошади к складской в современных универсамах 70 :30. Расчетный узел определяется по норме: на одного контролера-кассира отводится 80 м плошади торгового зала. В крупных универсамах предусматривается два входа-выхода: основной и дополнительный для рассредоточения потоков покупателей и по условиям противопожарной безопасности.

В универсамах для покупателей создаются дополнительные виды услуг: отдел заказов, кафетерий, пункт приема посуды.

С точки зрения экономии городской территории и по архитектурно-композиционным соображениям целесообразно универсамы с торговой площадью свыше 1000 м проектировать в два торговых яруса с загрузкой в одном или в двух уровнях, с устройством пандусов для автомашин и двух дебаркадеров, обеспечивающих раздельную на уровне каждого торгового яруса разгрузку без дополнительных перевалок грузов.

На рис. 23.1. Б показан проект универсама с торговыми залами в два яруса, заглубленным и приподнятым на пол-этажа. Залы открыты со стороны входной группы и единого расчетного узла и соединены между собой пандусами и пассажирскими карвейе-рами. Такое решение в два яруса примерно на 20% экономичнее (по строи-

Рис. 23.? Уншерса.- в Сочи. Общий вид. Архитекторы О. Веткорецкий. Г. Иазарьяи

тельной кубатуре и площади застройки) одноэтажных решений.

Универмаги-крупные торговые предприятия с универсальным ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров.

Для строительства в городах применяются универмаги с торговой площадью 3500-22000 м и более, в которых осуществляется как избирательное, так и стандартное обслуживание. Они предоставляют жителям города и тяготеющих к нему населенных мест большой выбор товаров, высокий комфорт обслуживания, консультации специалистов, информацию о новых товарах, способствуют формированию индивидуальных вкусов покупателей, а также оказывают дополнительные виды услуг: доставку купленных товаров на дом, раскрой тканей и подгонку одежды. С этой же целью в универмаги могут быть включены бюро услуг, рестораны или кафе, выставочно-де-монстрационный зал и др.

Универмаги строятся, как правило, многоэтажными и являются композиционными акцентами в формировании центров городов и торговых комплексов. Использование подземного пространства (1-2 и более торгово-склад-ских этажей), многоярусная структура






iHllllllllllllll

iHlllllllllllil



Рис. 23.3. Схемы объемно-планировочных решений универмагов I-неторговые помещения располагаются над торговыми и в подвале; 2-неторговые н торговые помещения располагаются

поэтажно; -чередование по вертикали торговых и неторговых помещений («сэндвич»); 4-неторговые помещения располагаются по вертикали в центральной части торговых залов; 5-торговые залы и склады

располагаются по «ступенчатой спирали»; 6-торговые помещения располагаются по naHjoycy в цштральной части («продолнетшый тротуар»); 7-вергакальнью коммуникашш и неторговые

помещения вынесены за габариты торговых залов («свободный зал-1»); 8-неторГ1Жые помещения располагаются по периметру торгового зала («свободный зал-2»)

магазина позволяют сократить площадь застройки, что особенно важно в условиях плотно застроенных центров городов.

Площади основных помещений универмагов рассчитываются по нор-

мам для магазинов, а площади дополнительных помещений устанавливаются- программами на проектирование. Высота торгового этажа универмага колеблется от 4 до 6 м, а в тидовых проектах принята равной 4,2 м.



В торговых залах применяются подвесные потолки (ниже плит перекрытия на 50-80 см). В пространстве между подвесным потолком й перекрытием размещаются инженерные коммуникации и осветительная арматура.

Для вертикальных связей кроме лестниц в торговых залах используются эскалаторы и лифты. Применяются установки 2-4 экскалаторов с параллельными лентами и так называемые «ножницы».

Для загрузки товаров в универмаге устраиваются специальные помещения-дебаркадеры на уровне подвала или первого этажа.

Существует в основном восемь схем объемно-планировочных решений универмагов (рис. 23.3):

неторговые помещения размещаются над торговыми или в подвальных этажах;

неторговые и торговые помещения располагаются поэтажно, каждая группа помещений в своем отсеке;

неторговые помещения располагаются поэтажно по периметру торговых залов;

неторговые и торговые помещения располагаются, чередуясь одно над другим;

неторговые помещения сосредоточиваются в центральной части торговых залов и располагаются по вертикали.

Наибольшее распространение

имеют первые три схемы. Четвертая схема дает завышение неторговых площадей, увеличение вертикальных коммуникаций. Последняя схема используется при проектировании крупных высокомеханизированных универмагов.

Наряду с этим разработаны проекты с оригинальными объемно-планИ= ровочными решениями.

Схема «ступенчатая спираль» (Ги-проторг) основана на поэтажном расположении торговых и складских помещений с возможностью полной механизации подачи товаров из подсобных помещений в торговый зал.

Вся площадь торгового этажа разделена на четыре части так, что каждая из них приподнята одна относительно другой на четверть суммарной высоты торгового и складского этажей, т.е. на 1,75 м.* Традиционное понятие торгового этажа здесь существенно изменяется: универмаг превращается в анфиладу специализированных салонов, расположенных в разных уровнях и в то же время взаимосвязанных между собой единым внутренним пространством. По данной схеме построены универмаги во Львове и Омске.

Схема «удлиненный тротуар» (Швейцария) основана на идее подъема посетителей с уровня тротуара (1-й этаж) по торговой рампе-пандусу, имеющему небольшой уклон. На пандусе вдоль основного прохода, ведущего на верхние этажи, устроена выкладка товаров. Основная экспозиция товаров предусмотрена в центральной части здания на этажах со специализированными отделами, связанными между собой лестницами и лифтами.

Схема «свободный зал» (ЦННИЭП торговых зданий) дает планировочное решение, при котором за габариты торговых залов выносятся все вертикальные коммуникации и часть неторговых помещений. При этом достигается возможность свободной и легкой трансформации торговых залов

Торговая площадь универмага является главной. Отношения всех других групп помещений к этой площади служат показателями степени прогрессивности организации торговли, архитектурно-строительных и инженерных решений здания универмага. Отношение установочной площади оборудования свидетельствует об эффективности планировки торговых залов и технологии продажи. Отношение площади торговых залов к площади сервиса (дополнительного обслуживания посетителей) характеризует с социальной точки зрения уровень комфорта обслуживания.

Существует прямая связь между архитектурно-планировочным и технологическим решениями универмага. Эта




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179