Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 [ 118 ] 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

помещения охватывают с двух сторон подсобно-складские;

4) смешанная-с ориентацией основных групп помещений на главный фасад.

Эти схемы, как правило, используются при проектировании магазинов в 1-2 этажа. Для более крупных зданий применяются решения с вертикальным зонированием, при котором подсобно-складская группа занимает подвальный или верхний этаж.

Высота этажей магазинов по нормам принимается равной 3,3 м, а для торговых залов площадью более 300 м-4,2 м. Высота подвальных и цокольных этажей магазинов должна быть не менее 2,7 м (высота до низа выступающих частей конструкций-не менее 2,4 м).

Нормами регламентируются в зависимости от площади торговых залов соответствующие площади отдела заказов, кафетерия и помещений дополнительного обслуживания покупателей.

Шид)ина основных проходов в торговых залах принимается от 2,8 до 4,2 м.

Оборудование в торговых залах располагается по следующим планиро-ючным схемам:

линейной (двухлинейной-при оборудовании торговых мест прилавками и шкафами, однолинейной-при оборудовании только прилавками);

островной (прилавки располагаются вокруг свободно стоящего оборудования);

боксами (прилавки размещаются с трех сторон вокруг шкафов, примыкающих к стене);

салонной (торговое оборудование рассредоточено в зале, товары открыто экспонируются в витринах).

Насыщенность торговых залов оборудованием в современных магазинах составляет примерно 60% площади-для экспозиции и 40%-для покупателей.

Вместимость магазинов (или их мощность), согласно СНиП 11-Л.7-70, определяется площадью их торгового зала или при нескольких залах-общей

(суммарной) торговой площадью. Для продовольственных магазинов массового строительства торговые площади принимают от 90 до 900 м, для непродовольственных-от 90 до 5400 м.

Крупные магазины с торговыми площадями более указанных проектируются по специальным заданиям.

На архитектурно-планировочные решения магазинов оказывает влияние тенденция к изменению пропорций между площадями торговых залов и складских помещений в направлении увеличения площади первых и сокращения площади вторых за счет развития централизованного складского хозяйства. Отношение торговой площади к подсобно-складской в настоящее время равно примерно 40 :60 (общая площадь принята равной 100). В перспективе отношение изменится до 70:30, что должно привести к увеличению пропускной способности магазинов.

Наиболее рационально торговая площадь используется при конструктивных решениях с укрупненной сеткой колонн или в случае их отсутствия - при конструкциях больших пролетов.

В связи с возрастающим ассортиментом товаров и услуг архитектурно-планировочные решения современных магазинов должны быть гибкими и легко трансформирующимися, обеспечивающими возможность их укрупнения.

При недостаточно развитом централизованном складском хозяйстве с системой товароснабжения создание определенных товарных запасов и соответствующих им складских площадей в магазинах все еще остается жизненно необходимым, поэтому актуальна разработка таких проектов магазинов, в которых по мере постепенной концентрации товарных запасов на централизованных складах и организации планомерного товароснабжения, предусматривалось бы увеличение торгового зала за счет складских помещений без значительной реконструкции магазина.

Принцип «гибкой» планировки, обеспечивающий трансформацию и



универсальное использование помещений, должен стать основным в проектировании новых типов магазинов. Этот принцип в равной мере относится КО всем типам торговых предприятий, осуществляющих торговлю товарами краткосрочного (стандартного) и длительного (специального) пользования.

Рассмотрим подробнее архитектурно-планировочные рещения основных современных типов магазинов.

Универсамы. Развитие торгового обслуживания населения может идти по двум принципиально различным направлениям; количественному и качественному. Первое-связано с необходимостью значительного увеличения числа магазинов, их торговых площадей и численности продавцов, что потребует много времени и больших капиталовложений. При этом производительность труда в магазинах и комфорт обслуживания возрастают незначительно. Второе-качественное направление, без значительного увеличения торговых площадей, численности продавцов, а только за счет применения прогрессивной формы торговли-самообслуживания и создания новых видов торговых предприятий. Это позволяет резко увеличить товарооборот магазинов, внедрить механизацию и повысить уровень комфорта обслуживания населения.

За рубежом ведущее место в торговле заняли супермаркеты-магазины самообслуживания (первые супермаркеты появились в США в 1932 г.). Благодаря быстроте и комфортному обслуживанию покупателей, большому экономическому эффекту они получили широкое распространение ю всех странах, особенно в период после второй мировой войны.

По типу супермаркетов в ГДР и Венгрии проектируются и строятся магазины ABC (товары первой необходимости), в Польше-«суперсамы», в Югославии-«самопослуги».

Зарубежные магазины самообслуживания, как правило, одноэтажные без подвалов. В них устраивают антресоли для размещения администра-

тивных помещений за счет понижения высоты подсобно-складских помещений первого этажа.

В СССР с конца 60-х годов строятся крупные магазины самообслуживания-«универсамы», одноэтажные здания с торговым залом площадью 1200 (рис. 23.1, 23.2). Архитектурно-планировочные решения торговых залов универсамов основаны на размещении оборудования с большой выкладкой товаров, на быстром прохождении потока покупателей, с наименьшей затратой времени и сил на доставку товаров в торговый зал. Планировка подсобных помещений здесь подчинена грузопотокам и решается прямолинейно от загрузочной к кла-. довым и далее в торговый зал при едином уровне пола. В торговом зале весь ассортимент товаров выложен на линиях стационарного полочного оборудования («горки»), собранного из стандартных элементов, и в свободно размещаемых контейнерах выставочного типа, получивших название «тара-оборудование» и выполняющих дюй-ную роль-транспортной тары и торгового оборудования.

Метод самообслуживания, при котором покупатель не связан определенной последовательностью процессов обслуживания, не ограничивая время его пребывания в торговом зале, определяет планировочное решение торгового зала с хорошо обозримыми рядами горок с тремя ярусами товара, расставленных прямолинейно с широкими проходами (2,5 м) в направлении кассовых аппаратов расчетного узла.

В новых архитектурно-планировочных и конструктивных решениях должны учитываться, с одной стороны, изменения в технологии, а с другой, ожидаемые сроки старения отдельньпс элементов конструктивно-планировочных зданий магазинов. Так, группу долговременных элементов составляют конструкции покрытий, каркасы, вентиляционные и отопительные системы, компрессорные, электрощитовые и т.п. Поэтому при компоновке плана их целесообразно объединять



одноя рус Н Ы И



-60,0 -


1-торговый зал 2-фасовочные

3 -склады и подсобные помещения

4 - разгрузочная

5-административно-бытовые помещения

- 48,0 -

Двухъярусный

i\m\mim\m\

У II II II II II 1Ш1гттп1П1и1 11Ш




Рис. 23.1. Универсамы я-фасады; б разрезы; б-перспектива интерьера: г-планы на уровне земли

в единые блоки и размещать так, чтобы прм возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция.

Напротив, торговые залы, кладовые, помещения приемки, подготов-

ки товаров, бытовые и административные служат ограниченный срок (в •среднем 5 лет), а потому их планиро- вочные и конструктивные рещения должны обеспечивать быструю и экономически эффективную реконструкцию при трансформации части подсобных и складских помещений в торговую площадь. Соотнощение торго-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 [ 118 ] 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179