Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

ции, СТОИМОСТЬЮ, которую не в состоянии покрыть доходы от проведения только спортивных мероприятий.

По своему характеру и функцио-, нальным особенностям можно достаточно четко разбить мероприятия, проводимые в этих сооружениях, на 4 группы: соревнования по различным видам спорта; учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта; зрелищные мероприятия (концерты, кино, балет на льду и др.); общественно-массовые мероприятия (собрания, митинга, новогодние елки, выставки, балы).

Из этого перечня следует, что арены крытых стадионов должны предоставлять возможность путем более или менее сложной трансформации проведение самых различных мероприятий. Кроме чисто технических сложностей такой трансформации возникают проблемы обеспечения хорошей акустики и Зрительного восприятия всего происходящего на спортивной арене. Величины предельною удаления зависят от размеров наблюдаемых объектов (например, диаметр теннисного мяча 12,2 см, шайбы-7 см) и требуемого уровня деталировки зрительного восприятия (например, мимика лица актера). Предельное теоретически допустимое удаление, обеспечивающее видимость шайбы,-68 м, ген- нисного мяча - 52 м, актера в спектакле драматического театра-27 м. Имеет значение и смещение зрительских мест в сторону от наблюдаемого объекта В случаях когда ширина трибуны значительно превосходит Jrинeйный размер фронта зрелища, зрительное восприятие для крайних мест искажается. Очень часто при проведении зрелищных и общественно-массовых мероприятий на арене устанавливаются дополнительные места для зрителей, превращающие ее в своего рода партер. Для обеспечения видимости с этих мест нужен определенный подъем, который может быть обеспечен только за счет повышения уровня пола первого ряда стационарных трибун.

Следует особо отметить, что харак-

тер использования крытых стадионов с малой и средней ареной существенно отличается от эксплуатации крытых стадионов с большой спортивной ареной. Если в первых двух типах превалирующими мероприятиями являются общественно-зрелищные, то во вторых преимущество сохраняется за мероприятиями спортивными. Объясняется это прежде всего очень большими зрительскими удалениями от наблюдаемого действия что исключает возможность проведения в них многих зрелищных мероприятий с большим числом видов спортивных соревнований, которые могут проводиться на спортивной арене столь значительных габаритов.

20.1.1. Арена

Игровые арены, как правило, имеют прямоугольную форму. Такая конфигурация соответствует наибольшему числу проводимых на них мероприятий. Однако в практике встречаются и отклонения от этого правила Так, в странах Латинской Америки часто встречаются игровые арены круглой формы диаметром 36-54 м (Дворцы спорта в Сан Пауло, Монтевидео, Рис де Жанейро). В малом Дворце спорта в Риме арена имеет эллипсовидную форму.

Малые игровые арены могут иметь различное покрытие: из деревянного брусчатого настила палубного типа, пробковое, синтетическое, рекортановое и даже глинопесчаное с дренажем.

Средние игровые арены делают из бетона с вмонтированными в него трубами холодильных установок, по которым циркулируют хладоносители (аммиачный рассол или фреон), замораживающие воду, наливаемую на бетонную поверхность арены. При проведении мероприятий, не требующих льда, на бетонную поверхность арены укладывают деревянные щиты.

Покрытие большой спортивной арены осуществляется специально изготовляемыми синтетическими ко-



врами ПО асфальту, уложенному на бетонное основание, или по бетону.

20.1.2. Трибуны

Форма трибун зависит от общей композиции спортивного сооружения. На форму трибун влияют: условия обеспечения максимального количества мест с хорошей видимостью спортивной арены и сцены (эстрады); форма зала и стремление получения его минимального объема; целесообразная форма подтрибунных пространств; обеспечение быстрой и удобной эвакуации зрителей; эстетические соображения, поскольку форма трибун во многом определяет архитектуру интерьера зала.

По своему решению в плане по отношению к арене трибуны могут быть одно-, двух-, трех- и четырехсторонними, подковообразными, эллиптическими, овальными и кольцевыми (концентри ческими).

При проведении большинства спортивных мероприятий лучшие зрительские места располагаются против средней части длинных сторон арены. Формообразование трибун диктуется абрисом их первого (внутреннего) и последнего (внешнего) рядов. В простейшем случае эти абрисы бывают параллельны й число рядов трибун вокруг игровой площадки одинаковое. Однако при таком расположении зрительских мест качество их очень неоднородно, поэтому для получения максимального числа мест с хорошей видимостью в крытых стадионах с малой или средней ареной следует проектировать трибуны, первый ряд которых приближается к абрису игровой площадей спортивной арены, а внешний абрис-к кругу, многоугольнику или квадрату, диагонали которого параллельны поперечной и продольной осям игрового ПОЛЯ (т.е., по (уществу, в виде ромба).

Примерами залов с разным расположением зрительских мест могут служить :

1) залы, где трибуны располагают-

ся по двум длинным сторонам арены (рис. 20.5);

2) залы, где спортивная арена окружена одинаковым числом рядов со всех сторон,-Дворец спорта в Москве, крытая спортарена в Сан-Луисе (США);

3) залы, где первый ряд мест повторяет абрис контура игровой площадки или близок к нему, а внешний ряд имеет форму круга,-Дворец спорта «Юбилейный» в Ленинграде, Малый дворец спорта в Риме (рис. 20.5), крытый стадион «Колизеум» (США);

4) залы, где первый ряд мест повторяет абрис контура игровой площадки или близок к нему, а внешний контур имеет форму ромба,-Дворец спорта в Людвигсгафене (ФРГ), крытая спортивная арена в Ралее (США), «Стад дегласс» в Гренобле (Франция);

5) залы, где первый ряд мест имеет форму окружности (т.е. спортарена имеет форму круга, несмотря на проведение соревнований на прямоугольных площадках), а остальные ряды концентричны первому,-крытый стадион Иллинойского университета (США), Дворец спорта в Сан-Пауло (Бразилия), Дворец спорта в Мехико,-Дворец спорта в Болонье (Италия), Большой дворец спорта в Риме (Италия).

При использовании зала с малой или средней спортивной ареной для зрелищных мероприятий с устройством сцены-эстрады или экрана взаимное расположение ;?рителей и наблюдаемого действия резко меняются: при размещении эстрады в одном из торцов арены зрителям на продольных трибунах приходится либо сидеть, слегка повернувшись, либо поворачивать голову. Зрители на торцовой трибуне напротив эстрады оказываются на довольно значительном от нее удалении. Партер временных мест имеет большую длину, и значительному числу его рядов необходимо обеспечить подъем.

При размещении эстрады напротив одной из продольных трибун при проведении зрелишных мероприятий те-




ряется около половины зрительских мест. Следствием этих положений явилось появление залов с асимметричными трибунами.

Асимметричные трибуны представляют собой, как правило, две трибуны разной вместимости, расположенные вдоль продольных сторон спортивной арены. Размещение сцены-эстрады против большей трибуны обеспечивает всем зрителям фронтальное наблюдение зрелищных мероприятий. При этом уменьшается и число рядов партера, устанавливаемых на спортивной арене параллельно ее продольной оси. Число временных мест в партере должно соответствовать вместимости малой трибуны, тогда не потребуется предусматривать дополнительные гардеробы и санузлы.

Примерами залов с асимметричными трибунами могут служить: Дворцы спорта в Минске, Челябинске и Вильнюсе (СССР), Дворец спорта в Бреме-

Рис. 20.5. Малый дворец спорта в Риме. П. Л. Иереи, архит. Вите-юцци

не (ФРГ), крытый каток в Берне (Швейцария) и др. (рис. 20.6, 20.7).

Применение асимметричных трибун лимитируется их вместимостью, которая при большом числе зрителей может повлечь недопустимо большие удаления зрителей от наблюдаемого объекта.

В большинстве рассматриваемых сооружений трибуны решены единьш амфитеатром. Однако встречаются также трибуны в виде одно- или двухъярусных навесных балконов. Достоинством таких приемов является приближение зрителя к объекту наблюдения, а недостатками-усложнение систем загрузки трибун и эвакуации зрителей, выражающееся в необходимости предусматривать значительно( число дополнительных лестниц.

Примерами сооружений с ярусным




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179