Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектурные памятники 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

значительных ранних работ Асплунда можно назвать очаровательную часовню Вудланд на Южном кладбище в Стокгольме (1918-1920) и Стокгольмскую городскую библиотеку" (1924-1927), которая от™чается геометри ческой простотой. Он занимался планированием Стокгольмской выставки в 1930 году, для которой создал несколько павильонов и ресторан "Райский". Поздние работы Асплунда, в особенности Склад Бре-денберга (1933-1935), Бактериологический институт в Стокгольме (1933 - 1935) и расширение зданий Гетеборгского судебного присутствия (1934 - 1937), демонстрировали постоянную приверженность современному дизайну. Лесной крематорий (1935 - 1940) в Стокгольме, будучи абсолютно современным, вызывает чувство классического достоинства и безмятежности.

АСУКА ПЕРИОД (Asuka period), в истории и искусстве Японии, эпоха с 552 по 645 год, который начался с проникновением буддизма из Кореи и достиг расцвета с реорганизацией правления страной по китайскому образцу. Первоначально консервативные кланы противились буддизму, однако по.зже буддизм снискал симпатии могущественного клана Сога, который подчинил своей власти всех своих противников в 587 году в ходе раздоров по вопросу ггре-столонаследия. Шотоку Таиши поддержал буддизм, и в его знаменитой "Конспггуции 17 статей", принятой в 604 году, прослеживаются моральные заповеди буддизма и конфуцианства, закладывающие основы для установления централизованной власти. Хотя клан Сога был уничтожен в 645 году, реформы, проходившие до 710 года (эпоха реформ Тайка), продолжили установление централизован-


Гуннар Асплунд

Стокгольмская городская библиотека, 1920 1928 (лестница ведущая в читальный зал)


Гуннар Асплунд

Окружной суд в Зёльверсборге, 1917-1921 (зал суда)




Гуннар Асплунд

Стокгольмская городская библиотека, 1920-1928 (главный фасад)

ной власти. Буддистское искусство нашло выражение в храмах периода Асу-ка; считается, что первый крупный храм Асука-дера был построен на деньги клана Сога. Принц Шото-ку основал храм Хорью-джи в окрестностях города Нара, который, несмотря на позднейшие перестройки, сохранил некоторые элементы ранней буддистской скульптуры.

АСУЛЕДЖО (azulejo) (от арабского az-zulayj - "маленький камень"), отде-

лочная плитка, производимая сначала только в Испании, а позже в Португалии с 14 века и по сегодняшний день. Сперва термин употреблялся для обозначения только североафриканской мозаики, но затем слово стало обозначать полностью раскрашенную плитку прямоугольной формы 13x15 см. В 15 16 ве ках асуледжо была завезена из Испании в Португалию, и там эта плитка широко применялась при украшении зданий религиоз-

ного и светского характера, особенно при отделке фасадов (например. Кафедральный собор в городе Коимбра, 1510). Около 1550 года фламандские мастера в Лиссабоне предприняли попытку начать производство подобной плитки. Эта промышленность развивалась при правлении Филиппов II, III и IV. В это время производство асуледжо в Португалии перестало зависеть от Испании, где выпуск подобной плитки практиче-



Атрий

ски прекратился в 18 веке. Экспорт португальской асу-леджо на Азорские острова, остров Мадейра и в Бразилию начался в 17 веке. Асуледжо, выпускаемая в городе Пуэбла, Мексика, стала самым лучшим образцом плитки этого типа в Новом Свете. Изначально одноцветные виды такой плитки применялись в Португалии для производства декоративных узоров в шахматную клетку. Вариантами стали многоцветные узоры, сцены на военную и религиозную тематику и юмористические singeries, которые изображали обезь-ян в роли людей. Во время пика популярности асуледжо, начиная приблизительно с 1690 и до 1750 года, многие внутренние и внешние стены были облицованы красочной плиткой со связными сюжетами.


Соборный комплекс в Герасе, конец IV - V е. и. а. Генеральный план: а - собор-базилика, конец IV е н. э.;

б - двор с чудотворным источником; в - базилика, 494 г. н. э.; г - атрий базилики; д - баптистерий; е - жилье клира; ж - бани, 474 г. н. э.; з-з - входы с улиц


Храм Зевса в Акраганте, 480 г. до п. з. Фасад, план, разрез.

Реконструкция

АТЛАНТЫ (atlas), в архитектуре, мужские фигуры, использующиеся в качестве колонн для поддержания балконов и прочих выступающих архитектурных конструкций. Обычно атланты изображаются в напряженных позах, как будто они удерживают большие тяжести. Подобные фигуры присутствуют и в римской архитектуре, являясь "напарниками" кариатид, однако здесь они, выполняя ту же функцию колонн, обычно изображены в не типич ной для атлантов позе. Первое известное использование образов атлантов в архитектуре относится к 500 году до н. э. - колоссальные фигуры украшали храм Зевса в городе Акраганте на Сицилии. В эпоху средневековья образ атлантов использовался лишь изредка; настоящая мода в архитектуре на фигуры атлантов при-

шла в эпоху барокко и маньеризма.

АТРИЙ (atrium), в архитектуре, первоначально - открытый дворик в центре римского дома, а позднее - христианс1сих базилик. В 20 веке концепция атрия переживает второе рождение. В римские времена в нем находился очаг. С развитием архитектуры домов очаг и кухня были удалены из атрия, который стал исполнять функции помещения для приемов и центрального места в доме. К концу римской эпохи в крупных домах было уже по не скольку атриев, как правило украшенных колоннами. В императорском Риме он фактически стал кабинетом владельца дома-Традиционно в атрии находился алтарь, посвященный домашним богам - ларам. Атрии строились как с колоннами, так и без них, однако практически




0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43