Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектурные памятники 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43


Собор в Уэльсе (Англия), основное строительство около 1180-1239 гг., достройки XIV-XV вв. План

названием раннего английского готического стиля (1200-1300). Первым сформировавшимся примером данного архитектурного стиля были неф и клирос собора Линкольна (основан в 1192). Английские церкви ранней готики в некоторой степени отличались от своих французских двойников. Они имели более толстые, массивные стены, которые не сильно изменились со времен романских пропорций, и подчеркнутое, повторяющееся литье по краям внутренних арок; отличались умерен ным использованием высоких, стройных, остроконечных ланцетных окон; и пилястрами нефа, состоящих из центральной колонны из слегка подкрашенного камня, окруженной стройными присоеди-

ненными колоннами, сделанными из черного пур-бекского мрамора. Ранние английские церкви имеют несколько стилистических черт, характерных для всей английской готики: большая протяженность и отсутствие стремления к высоте зданий; практически равный акцент на горизонтальные и вертикальные линии в поясках и возвышениях интерьера; скорее квадратное окончание восточного края здания, чем полукруглое; скудное использование летящих контрфорсов; и частичная асимметричная концепция планировки церквей. Другие выдающиеся примеры раннего английского стиля: неф и западная сторона собора Веллс (1180-1245) и хоры и поперечный неф собора Ро-


Собор в Кельне (Германия), XIII-XIV i закончен в 1842-1880 гг. План

честер. Высокая готика. Вторая фаза готической архитектуры началась вместе с подразделением стиля, известного как райо-нант (1200-1280) на континенте и как стиль декорированной готики (1300 - 1375) в Англии. Этот стиль характеризовался применением особенно детально разработанных геометрических украшений к конструкционным формам, которые установились в предьадущем веке. Во время периода процветания стиля районант произошли значительные изменения в готической архитектуре. Вплоть до 1250 года готические архитекторы, особенно во Франции, концентрировались на гармоничном распределении массы каменной кладки при решении технических проблем, которые возникали при строительстве зданий большой высоты; однако позднее они стали более озабоченны созданием богатого визуального эффекта посредством декорации. Декорация принимала формы бельведеров (прямо стоящие конструкции, часто в форме шпилей, которые венчали пилястры, контрфорсы и другие внешние элементы), литье и особенно оконную ажурную работу. Наиболее характерным и прекрасным достижением стиля районант были большие круглые окна-розы, украшающие фасады больших французских соборов; в основном лучеобразная ажурная работа обусловила выделение районанта в отдельный стиль. Другие типичные черты архитектуры периода стиля районант - утончение верхних поддерживающих конструкций, расширение окон и сочетания галереи три-фориума и клерестория, до тех пор пока стены не становятся неразличимыми картинами ажурных узоров, маллионы (вертикальные решетки ажурной работы, разделяющие окна



на секции) и стекла. Затемненное стекло (ранее сильно расцвеченное) стало светлее, чтобы увеличить видимость ажурных силуэтов и пропускать больше света в помещение. Наиболее примечательные примеры стиля районант: соборы Реймса, Амьена, Буржа, Шартра и Боне. Параллельный стиль декорированной готики начал свое существование в Англии с распространением использования тщательно сделанных ажурных узоров на окнах. Небольшие утонченные, остроконечные ланцетные окна раннего английского стиля были заменены более широкими и высокими, разделенными посредством маллионов на от двух до восьми ярко раскрашенных основных частей, каждая из которых впоследствии тоже разделялась ажурными узорами. По началу ажурные узоры были основаны на орнаменте в виде трех- и четы-рехлистника, дуги и круга, которые сочетались таким образом, чтобы образовывать сетчатую структуру. Позднее они основывались на синусе или S-образной кривой, которая образует струящиеся формы в виде пламени. Некоторые из на иболее выдающихся намят НИКОВ стиля декорированной готики: фрагменты мо пастыря (1245-1269) Вестминстерского аббатства, восточная оконечность или "Хор Ангелов" собора Линкольна (основан в 1256), а также неф и западная сторона Йоркского кафедрального собора (1260 - 1320). Поздняя готика. Во Франции около 1280 года стиль районант эволюционировал в свою более декоративную фазу - сгиль "пламенеющий", который развивался вплоть до 1500 года. В Англии же стиль, известный под названием перпендикулярный стиль, процветал с 1375 по 1500 год. Наиболее яркая черта готического стиля "пламенею-


Собор в Ульме (Германия), начат в 1337 г., достраивался в XV-XVI вв. Мастера Ульрих из Энсингена, Матвей и Мориц из Эсслингена и Матвей Бёблингер. План

щий" - преобладание в каменном оконном ажуре пламенеподобной S-образной кривой. В стиле "пламенеющий" место на стенах было сведено до минимума, оставляя только поддерживающие вертикальные колонны, давая волю бесконечному многообразию стекла и ажура. Конструкционная идея была затуманена интенсивным покрытием внешнего интерьера здания ажурными узорами, которые часто покрывали как перекрытия, так и окна. Изобилие бельведеров, фронтонов и других декоративных деталей, таких, как дополнительные ребра в сводах для формирования узоров в виде звезды, усиливали создаваемый эффект. К концу позднего готического периода большое внимание уделя-

лось нецерковным постройкам. Таким образом, многие черты "пламенеющего" стиля могут быть замечены в особенностях конструкций многих ратуш, залов собраний гильдий и даже резиденций. Только лишь несколько церквей было построено полностью в "пламенеющем" стиле, прекрасными примерами являются: Нотр-Дам дЭпин возле Шалон-сюр-Марна и Сен-Маклу в Руане. Другие примечательные памятники архитектуры, выстроенные в данном стиле, - Башня Тур-де-Бёр руанского собора Нотр-Дам и северный шпиль Шартрского собора. "Пламенеющая" готика, которая в итоге стала слишком орнаментированной, утонченной и усложненной, уступила во Фран-


* * +V-♦ + +

71ПТТ

п 10 го


за 40 SDM

Собор в Севилье (Испания), 1402 г. - начало XVI в. План



ции формам Ренессанса в 16 веке. В Англии же перпендику;1ярный готиче ский стиль характеризовался преобладанием вертикальных линий в каменных ажурных узорах окон, расширением окон до огромных размеров и превращением внутренних уровней в единый, слитный вертикальный свод. Типичные готические остроконечные своды были заменены веерными перекрытиями (пучки подобных на ажурные узоры балок в виде веера, вырастающие из стройных колонн или выпуклого подвесного орнамента в цент ре потолка). Среди наиболее прекрасных примеров перпендикулярной готики: Глоукестерский собор (14-15 века) и капелла Королевского колледжа, Кембридж (1446-1515). Скульптура. Развитие готической скульптуры было крепко привязано к развитию архитектуры, посколь ку она в основном использовалась для украшения .экстерьера соборов и дру гих религиозных сооружений. Ранняя готическая скульптура состояла из ка менных фигур святых и Святой Семьи, которыми украшали дверные проемы или порталы соборов во Франции и в других стра нах. Например, скульптур пая работа собора в Шарт ре (1145 - 1155) не намного отличается от произведений романских предшественников своими сдер-

жанными, простыми, продолговатыми и жреческими формами. Однако в пергюд конца 12 - начала 13 века скульптура стала более свободной по форме и естественной - тенденции, которые особенно ярко проявляются в убранстве собора в Реймсе (1240). Фигуры на соборе, сохраняя достоинство и монументальность, характерные работам предшественников, в то же время обладают индивидуальными чертами лиц и фигур, так же как и полностью выделанными развевающимися одеждами, естественными позами и жестами. Их осанка свидетельствует о том, что создателям бы ли известны лучшие римские обра.зцы скульптуры античности. По.зднее каменщики раннего периода готики стали чаще применять данные формы в виде растений, это видно по реалистично выгравированным пучкам листьев, которые украшают основания колонн. Монументальная скульптура стала играть важную роль в периоды высокого и по;1днего готических периодов и в больших количествах помещалась на фасадах соборов, часто в своих собственных нишах. В 14 веке готическая скульгггура стала более утонченной и элегантной и приобрела манерную изысканность в своей аккуратной и жеманной манере. В 14 веке элегантность и в чем-то искусст-


Собор в Леоне (Испания), XIИ-XIV вв. План

венная красота этого стиля была широко распространена в Европе в скульптуре, живописи и украшениях рукописей и стала известна как мировой готический стиль. В то же время наблюдалась обратная тенденция к усилению реализма, как видно из французских надгробных скульптур и из страстных и драматичных работ известного скульптора по.здней готики Клауса Слютера. В Ита--гтии, в 14 - начале 15 века, готическая скульптура эволюционировала в более классический и совершенный (с технической точки зрения) стиль Ренессанса, однако сохранялась еще некоторое время в северной Европе. Живопись. Готическая живопись следовала тем же закономерностям развития, что и скульптура; от сдержан ных, простых и жреческих форм к более свободным и естественным. Ее использование приобрело широ-1ШЙ ра.змах только в начале 14 века, когда она стала применяться при украшении орнаментальной панели позади алтаря. Такие картины, как правило, изображали сцены и героев из Нового Завета, в частности искушение Христа и непорочную Марию. Живопись этого направления характеризуется перетекающими, вьющимися линиями, мелкими деталями и утонченными декорациями, с золотом, исполь-.зуемым для прорисовки заднего плана. По прошествии определенного количества времени композиции постепенно усложнились и мастера стали искать возможности для передачи пространственной глубины своих картин. Этот поиск окончательно привел к формированию мастерства передачи пер спективы в ранние годы итальянского Ренессанса. В более поздней готической живописи 14-15 веков гюявляются также произведения со светскими




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43