Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектурные памятники 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43


Антонио Гауди

Парк Гюэль в Барселоне, 1900-1914 (парковые скамьи)

самодостаточную структуру, не нуждающуюся для опоры во внутренних креплениях, внешних контро-форсах, - строение, которое, по словам самого мастера, будет стоять подобно дереву. К основным элементам его системы относятся колонны либо пилястры, которые наклонно становятся диагональными опорами. Гораздо мелкие опоры поддерживают тони-окаркасные покрытые плиткой своды. Гауди применил эту систему построения при создании двух многоэтажных жилых зданий в Барселоне: Каса Батло (1904- 1906) (были введены новые элементы, особенно при проектировании фасада) и Каса Мила (1905-1910), конструкция нескольких этажей которо-

го выглядела как гроздья покрытых плиткой широких листьев кувшинки со стальными прожилками (каркасом). Как часто случалось в его практике, эти два здания он спроектировал по рельефу и поверхности как метафорические отображения характера гор и моря Каталонии. Будучи хотя и эксцентричным архитектором, но объектом поклонения, Гауди принимал участие в процессе Renaixensa в Каталонии, смыслом которого было художественное возрождение искусств и ремесел, а также политическое возрождение в форме ярого антикастильского "катала-низма". Целью обоих движений было внести новую струю в жизнь Каталонии, давно подавляемую прави-

тельством Испании с центром в Мадриде, болыпин-ство представителей которого были кастильцами. Религиозным символом движения Renaixensa в Барселоне был собор Святого Семейства (Саграда Фамилгю), проект, ко-торьпч Гауди будет заниматься на протяжении всей своей жизни. Он начал строительство церкви еще в 1883 году, но не дожил до его завершения. Работая над этим проектом, Гауди стал весьма набожным человеком. В 1910 он фактически забросил всю остальную работу и даже перебрался жить на стройку, организовав там свою мастерскую. В возрасте 75 лет Гауди был сбит трамваем, когда спешил к вечерней молитве. От полученных



Генриха rV стиль

травм архитектор скончался. В своих эскизах и набросках для незавершенной церкви Святого Семейства (до его смерти был закончен лишь поперечный неф и одна из четырех его башен) ему удалось неосознанно объединить готический стиль собора и невероятную сложность форм - символический лес витых колонн, ги-перболообразные своды и стены, крьппа в форме гиперболического параболоида, от которой просто замирает дух и которая превосходит причудливые бетонные арки, модель которых была по всему миру перенята инженерами и архитекторами 1960 годов, вдохновленными Гауди. В 1920-1930 годах, когда кругом царил модный интернациональный стиль, Гауди игнорировали. Тем не менее, к 60 годам он вновь получил признание профессионалов и любителей как архитектор с поразительным безграничным воображением, пытавшийся бросить вызов традиционным принципам архитектуры. Оценка. Архитектурные решения Гауди особенно замечательны разнообразием форм и фактуры, полихромией, а также свободным выразительным построением элементов композиции. Сложная геометрия творений Гауди в то же время дает впечатление архитектурной целостности будто здания - это объекты природы, точно соответствующие ее законам. Эта идея целостности была корневой и в повседневной жизни Гауди. Его личная жизнь и профессиональная деятельность представляли собой единое целое. Он постоянно собирал различные высказывания относительно искусства построения зданий и афоризмы об искусстве построения жизни. Он полностью посвятил себя архитектуре, в которой видел единение многих видов искусства.

ГВАРИНИ (ГУАРИНИ), ГВАРИНО (Guarini, Guari-no), известный также под именем Камило Гуарини (родился 17.01.1624, Модена, герцогство Модена - умер 06.03.1683, Милан), итальянский архитектор, священник, математик и теолог, чьи проекты и книги по архитектуре стали главным источником для архитекторов позднего барокко в Центральной Европе и Северной Италии. Гварини был в Риме с 1639 по 1647 год, когда Борромини достиг наибольшего успеха. Позднее он преподавал в Моде-ие Мессине, Париже и затем переехал в Турин, где провел значительную часть оставшейся жизни. За время службы при дворе герцога в Савойе Гварини построил (или предоставил чертежи) по крайней мере шесть церквей и часовен, пять дворцов и городские ворота; издал шесть книг, две по архитектуре и четыре по математике и астрономии; разработал чертежи дворца для герцога баварского и маркграфа баден-ского. В церкви Сан-Лоренцо (1668-1687) и капелле Санта-Синдоне (1667-1690) в Турине, Гуарини, работая над центральным планом, превратил купола в кружева, сплетенные из каменной кладки сводов. Его продольные церкви - среди которых самой впечатляющей была "Санта-Мария Дивина Провиденца" в Лиссабоне, разрушенная в 1755 году при землетрясении - благодаря своим скрытым световым источникам и переплетенным пространствам послужили моделью для дальнейшего развития строительства церквей в Центральной Европе. Дворец "Палаццо Карильяно", Турин (1679), является шедевром Гуарини в области проектирования дворцовой архитектуры. Благодаря вздымающемуся фасаду, своей внушительной двойной изо-

гнутой лестнице и потрясающему двойному куполу в главной гостиной, это произведение архитектуры по-настоящему заслужило признания самого прекрасного городского дворца второй половины 17 века в Италии. Основной архитектурный трактат Гуарини "Architettura Civile" был опубликован в 1737 году в Турине.

ГЕНРИХА IV СТИЛЬ (Hen гу IV style), стиль во французском искусстве и архитектуре в течение правления короля Генриха IV во Франции (1589-1610). Главный вклад Генрих как покровитель искусств сделал в области архитектуры. Хотя он произвел добавления и улучшения к многим из его дворцов, например, конюшенный двор в Фонтенбло (1606 - 1609), основное его внимание было направлено на модернизацию и украшение его столицы. Генрих был практичным человеком, и проекты, которые он создал в Париже, отражают эту черту. Расплапи-рованная в 1603 году, модная и много раз перекопированная другими Королевская площадь (теперь площадь Вог) остается памятником компетентности короля в городском планировании. Ранее, в 1599 году, Генри отдал распоряжение возобновить строительство моста Понт-Неф, с упрощением первоначальных планов, отказавшись от триумфальных арок и ряда небольших зданий, которые прежде проектировались. Понт-Неф соединяет правый и левый берега Сены и пересекает треугольную оконечность острова Сите. В этом месте он спланировал площадь Дофин (начатую в 1607), состоящую из многих полуразделенных строений с магазинами внизу и жилыми помещениями на верхних этажах. В центре площади было открытое место. Таким образом, площадь До-



фин, один из ранних шедевров современного гра достроительства, является не блоком зданий, а общественной площадью, которая была вписана в дизайн города. В то время как вторая школа Фонтенбло была активна в течение его правления, стиль Генриха IV не относится к ее живописному стилю, а прежде всего описывает проекты .зданий, которые отражают практичность и предвидение человека, державшегося главной концепции, который не терялся в деталях.

ГЕОРГИЕВСКИЙ СТИЛЬ (Georgian style), различ ные стили в архитектуре, дизайне по интерьеру и декоративном искусстве Бри тании во время правления первых четырех представи телен Ганноверского дома, от вступления на престол Георга I в 1714 году и до смерти Георга IV в 1830 году. В течение этого периода существовала такая разносторонность и неустойчивость в художественном стиле, что, возможно, точ нее всего следует говорить о "Георгиевских стилях". Во время первых 50 лет правления Ганноверской династии та же либеральная аристократия, которая управляла правительством, также диктовала и художественную мысль. Великолепные архитектурные достижения сэра Христофора Врена и его последовате лей во время правления трех предшествующих монархов из династии Стюартов, были исполнены в экстравагантном и монументальном стиле континентальной Европы - барокко, который либеральные аристократы в конпе концов осудили как сомнительный вкус. Таким образом, гговая генерация архи текторов, теоретиков и бо гатых любителей намеревалась провести в архитекту ре реформы в соответствии с классическими принципами итальянского архитектора Андреа Палладио.

Второй по важности Георгиевский архитектурный стиль, неоклассицизм, вошел в моду около середины 18 столетия. Образцами для архитектуры этого периода не были больше здания итальянского ренес санса, но постройки клас сической Греции и Рима. Строгое использование неоклассицизмом дорических и ионических архитектурных элементов все более определяло анг-ишюкую архитектуру в конце 18 сто летия. К концу столетия и во время правления короля Георга IV, множество других стилей построения и дизайна по интерьеру стали популярными, главным среди них являлось готическое Возрождение и стиль регентства. Дополнительно к архитектуре и дизайну по интерьеру. Георгиевская эра увидела большие достижения в декоративном искусстве. Технические, а также эсте тические продвижения бы j[H сделаны в изготовке гончарных изделий Иоси ем Веджвудом и Иосием Споудом. Пол де Ламери, работавший первоначально в стиле рококо, был выдающимся среди английских мастеров по серебру от начала до середины 18 столе тия, после чего неокласси ческие разработки Адамова семейства определяли это ремесло. Дизайн мебели охватил целый ряд отличи тельных и запоминающихся стилей, от изделий, имеющих сложные кривые элементы Томаса Чиппен дейла (середина 18 столе тия), до классического влияния семьи Адама, то есть до прямых, простых работ Георга Хепплу айта и Томаса Шератона. Также во время Георгиевской .эры обои вытеснили обшивку деревянными па нелями, как более предпочтительный метод для покрытия внутренних стен. Георгиевская эра особенно запомнилась зенитом ди •зайнерства домов в Британии. Ее наследием могут

послужить целые городские кварталы однород ных, симметричных городских домов в Лондоне, с их фасадами, украшенными классическими пилястрами, фронтонными дверьми и окнами, и изящными лепными украшениями. Интерьеры .этих домов имеют гармоничные пропорции, они раскрашены в спокойные цвеса, со штукатурными украшениями, происходящими от римского стиля, и мебелью от Чиппендейла и Шератона - того, что когда-то составляло элегантный антураж для картин Рей-нольдса и Гейисборо, которые украшали стены этих домов.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ МЕМОРИАЛ (heraldic memorial), мемориальное произ ведение искусства, украшенное гербом умершего. Нигде геральдика не используется так, как в мемориалах, которые встречаются в форме витража, портрета, мемориальной доски на церковной стене или памятника на кладбище. Особого внимания заслуживают два типа геральдических мемориалов. Первый - каменная пли та, распространенная в континентальной Европе. Обычно на плиту нанесено геральдическое изображение (щит, шлем, гербовая корона, мантия и щитодер-жатели), а также готический орнамент; надпись либо идет вокруг грани плиты, либо расположена вверху или внизу герба. Второй тип - мемориальные доски, которыми особенно богата Англия.

ГИББС, ДЖЕЙМС (Gibbs, James) (родился 23.12.1682, Футдисмир, графство Абердиншир, Шотландия - умер 05.08.1754, Лондон), архитектор, его синтез английского и итальянского стилей, проявился в архитектуре церкви Онт-Мартин ин дэ Филдс в Лондоне, которая стала образцом 18 века английской и американской цер-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43