Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектурные памятники 

0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Акротерий


Акрополь в Пергаме, 263- /55 гг. и. э. План

местом обитания многих древнегреческих богов и богинь. Самым известным был афинский Акрополь, построенный во второй половине 5 века до н. э. Он был расположен на скалистом холме с отвесными стенами. В центре находился храм богини Афины - покровительницы и защитницы города. Среди руин этого Акрополя выделяются Пропилеи (парадный вход на свяв(ен-ный холм), Парфенон (храм в честь Афины) и Эрехтейон (храм в честь

сельскохозяйственных богов и в особенности Эрих-тония) и храм Афины - Нике. Последний должен был служить архитектурным символом гармонии и согласия между дорийцами и ионийцами, жившими под управлением Афин.

АКРОТЕРИЙ (acroterion), в архитектуре, декоративный пьедестал для скульптуры, художественно оформленное основание для лепного орнамента либо фронтон древнегреческого храма. Один из акро-териев украшает храм

--..•.-.у.-/у .п;,;;п.-,г,: Сэ

• " l"

Храм в крепости Гарии, вторая половина I в. н. э. Северный фасад. Реконструкция И. Г. Буниатова

Аполлона (420 г. до н. э.) на острове Делос. Над группой статуй возвышается скульптурное изображе-iffle богини Эос. Чуть ниже расположена статуя бога Цефала. Первое время акротерий были из терракоты, как и черепица крыш. Позже их стали де лать из камня. Акротерий храма Аполлона вютолнен из полупрозрачного пен-тельского мрамора. Акротерий иногда можно увидеть в изящной мебели, например старинных книжных шкафах и секретерах.

АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho) (родился 09.08.1738?, Вила Рика, Бразилия - умер 18.11.1814, Мариана), прозвище Антониу Франсиску Лисбоа, плодовитого и влиятельного бразильского скульптора и архитектора, чьи скульптурные работы в стиле рококо дополняли интерьеры созданных им церквей. Алейжадинью был рожден калекой (его прозвище означает маленький калека). Постепенно руки перестали ему повиноваться, он ослеп, но продолжал неустанно работать, прикрепляя инструменты к запястьям, до конца своей долгой жизни. Алейжадинью спроектировал, построил и обставил церковь Бон-Жезус-ди-Мато.зиньюс в Конгоньясе (1757 -1777).

АЛИКАТАДО (alicatado), мозаика, составленная из многоугольных глазурованных пластинок. Использовалась для вымащивания испанских и мавританских внутренних двориков (патио) и для покрытия стен.

АЛЛЕЯ (allee), особенность, присущая французским садам; служила для прогулок и расширения обзора. Аллея обычно заканчивалась какой-либо садовой постройкой или площадкой, с которой открывался широкий вид.

АЛТАРЬ (altar), жертвенник. У древних языческих народов алтарем называлось священное место при-



Альберти, Леон Баттиста

несения жертвы или вознесения молитвы богам. Наиболее ранние алтари представляли собой искусственные земляные или каменные возвышения. В эллинистический и римский периоды сооружались монументальные алтари в виде здания с колоннами, мраморными рельефами (среди наиболее известных - Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181 - 159 до н. а.). В среднем и средневековом Китае алтарь был почитаемым сооружением, служил местом вознесения молитв Небу и Земле и в соответствии с космогоническими представлениями китайцев имел форму круглой (символ Неба) и квадратной (символ Земли) многоступенчатой террасы (алтарь Хуаньцю в Пекине, 1530). Алтарь буддийского храма


Алтарь огня в Сехне

представляет собой расположенное против входа в глубине зала возвышение со статуями божеств; в средние века получили распространение переносные алтари с буддийскими статуями и росписями на темы буддийских легенд. В христианской церкви ал-


Алтарь Зевса в Пергаме, 180 г. до н. э. План

тарь - жертвенный стол (престол), символ примирения человека с Богом. В раннехристианской церкви на алтаре готовили и раздавали причастие, часто под ним сооружали склепы для захоронения мучеников. С 4 века алтарем называется также и часть храма (обьино восточная), в которой размещается жертвенник. Она отделялась от остального пространства церкви перегородкой (алтарной преградой; сохранилась в церкви римско-католического обряда). В 14-15 веках в церкви греко-византийского обряда (в том числе

и в Русской Православной Церкви) перегородку .заменили иконостасом. Служит для свершения Таинств Божиих и является местом только для священнодействующих.

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (родился 14.02.1404, Генуя - умер 25.04.1472, Рим), итальянский гуманист, архитектор и один из теоретиков эпохи Возрождения. Как личность, он считается прототипом "универсального человека" эпохи Возрождения. С рождения Альберти был в среде, определившей его умственные и мораль-


Аптарь Зевса в Пергаме. Общий вид. Реконструкция



Аяьберти, Леон Баттиста


Алтарь Мира в Pime, 13-9 гг. до н. э. Аксонометрия

ные запросы, которые он развивал всю последую-вую жизнь. Он принадлежал к одному из самых богатых торговых семейств Флоренции. Ко времени его рождения семья Аль-берти находилась в изгнании. Баттиста родился в Генуе. Позже семья переехала в Венецию, где Баттиста и его старший брат Карло выросли. Оба сына были незаконнорожденными, но единственными сыновьями своего отца и его наследниками. Ло-ренцо, отец братьев, был любящим родителем и со вниманием отнесся к образованию сыновей. Баттиста получил математическое образование от своего отца. Математика пробудила в нем страсть к порядку и практическому применению математических принципов к жизни. Раннее его образование было гуманитарным. В возрасте И лет Альберти был послан в закрытое учебное заведение в Падуе, где получил классическое образование и вышел из школы законченным латинистом. В 20 лет он написал комедию на латинском языке, которую приняли за вновь "открытую" работу римского драматурга и издали в 1588 году. Альберти завершил образование в университете Болоньи, где без особого рвения изучал право. После получения степени доктора канонического права Б 1428 году он избирает

секретарскую работу в противовес карьере правоведа. С 1432 года Альберти состоит при канцелярии Папы Римского, где ему поручено переписать жития святых и мучеников элегантной "классической" латынью. Вскоре Альберти принял сан, но хотя он вел простую, холостяцкую жизнь, ничто не напоминало о том, что он является священником. Его внеслужебные интересы были сугубо светского характера, и они отражены в серии произведений гуманитарного и технического содержания. Трехтомное собрание диалогов "О семье", которое он начал в Риме в 1432 году, было первым из серии диалогов на тему морали, после чего за ним укрепилась репутация мыслителя и стилиста. Диалоги написаны в простой манере на народном я.зыке для публики, неискушенной в латыни. Основанные на классических образцах, в основном на произведениях Сенеки и Цицерона, работы Альберти поднимали проблемы семьи и дружбы, супружества, образования, обязанностей и многие другие. Путешествуя в свите Папы Евгения IV во Флоренцию, Болонью и Феррару, Альберти приобретает много полезных знакомств. Он берет на себя разработку технических проектов, которыми были поглощены его друзья и покровители.

Во Флоренции совместная работа Альберти, архитектора Брунеллески и скульптора Донателло привела к систематизации линейной перспективы. Книга Альберти "О живописи" (1435) дает понятие о правилах изображения трехмерной композиции на двухмерной плоскости. Книга немедленно повлияла на живопись Возрождения. Более поздние теоретики линейной перспективы (Пьеро делла Франческа и Леонардо да Винчи) углубили работы Альберти, но его основные принципы остались неизменными. Знакомство Альберти с флорентийским космо-графом Паоло Тосканелли принесло свои плоды. Тосканелли снабдил X. Колумба картами, когда тот отправлялся в свое первое путешествие. Совместно с Тосканелли Альберти разрабатывал методы изучения и картографирования местности и написал небольшой трактат, объясняя метод на примере Kiip-гографирования Рима. В 1452 году Альберти посвящает Папе Римскому Николаю V свой монументальный труд "Десять книг о зодчестве". Этот труд становится настольной книгой всех архитекторов Возрождения. В последний период своей жизни Альберти претворяет в жизнь идеи, заложенные в его трудах по архитектуре, в нескольких прекрасных зданиях. Фасады церкви Сант-Андреа в Мантуе и дворца Ручеллаи во Флоренции отличаются пропорциональностью и чувством меры. Архитектура занимает Альберти в период с 1450 по 1460 год, в это время он много ездит гю Италии. Но Флоренция и Рим остаются его интеллектуальными центрами. При канцелярии Папы Римского Альберти погружен в работу научного и технического плана. Одним из достижений ученого в этом направлении яв-




0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43