Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектурные памятники 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Ажурная каменная работа


Дмитриевский собор во Владимире, 1194-1197 гг. Деталь аркатурного пояса

Индии периода правления Моголов, и по отношению к перфорированным цементным окнам Персии, Турции и Египта. Европейская ажурная каменная работа, вероятно, впервые появилась в работах византийских мастеров, в которых перфорированные мраморные оконные ширмы и группы из двух или трех узких арочных окон располагали рядом друг с другом под общей большой аркой. После романского периода в архитектуре, в течение которого мембрану (часть стены между вершинами меньших арок и большой арки над целой группой) перфорировали в декоративных целях, наступил период расцвета ажурной каменной работы. 15 ажурной каменной работе из цельного камня, характерной для ранней французской и английской готики, мембрану пронизывали одним круглым или четырехгранным отверстием. Позже количество и сложность форм отверстий были увеличены, что придало размах и красоту всей декоративной композиции. Лучшим образцом ажурной каменной работы по цельному камню считаются великолепные окна Шартрского собора (12 век) и ажурная каменная работа в розе окна Линкольнского собора (около 1225), известная под названием "Глаз настоятеля". После 1220 года английские архитекторы стали проектировать мембраны в виде целого ряда

отверстий, ра,зделенных лишь тонкими каменными вертикальными брусками (ребристый свод). Во Фран ции характерным примером развитой технологии проектирования ребристых сво дов с кругами с острыми выступами (выступы брусков обращены острием к центру круга) являются апсиды часовен Реймского собора (до 1230 года). Начиная приблизительно с 1240 года ребристые своды получили широкое распространение, что быстро привело к тому, что окна стали более легкими, а узоры более сложными. В отличие от более ранней ажурной каменной работы, лепные украшения которой были только одного разме-

ра, 1фи создании французской ажурной каменной работы Рейонан использовались лепные украшения двух типов, размеры ребер которых не были одинаковыми. К известным примерам французской ажурной каменной работы Рейонан можно отнести розы на окнах собора Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери) (около 1270). К концу 14 столетия в Англии на смену плавным линиям ажурной каменной работы с ребрами, бывшими цельными от основания до вершины, пришел перпендикулярный стиль, основанный на стремлении достичь вертикальности. В интервалах линии были связаны горизонтальными


Дмитриевский собор во Владимире, 1194-1197 гг. Южный фасад




Микенский акрополь, XIV е. до н. э. с перестройками, XIII-ХП вв. до н. э. Генеральный план: а - Львиные ворота. XIV в. до н. э.; 6 - дворец; в - ограда, XIV в. до п. э., вокруг камерных гробниц XVI в. до н. 3.

брусками, проходящими через поверхность окна. Кульминацией перпендикулярного стиля ажурной каменной работы стали такие окна, как, например, окна часовни Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515). При ссзда-нии ажурных каменных работ в 20 веке использовали современные материалы, которые были без труда объединены с более традиционными формами, были также изобретены новые методы ажурной каменной работы, такие, как, например, отлитые в заводских условиях цементные плиты с перфорированным геометрическим узором, застекленные и вмонтированные в большие окна, как в соборе Богоматерь Ле Ренси, Франция (1922-1923), Огюста Перре. В исламской архитектуре ажурные каменные работы в целом создавались путем заполнения окна перфорированным листом цемента, в отверстия которого встав.пяли куски цветного стекла. При помощи этой техники создавались окна, для которых был характерен блеск и цветовая насыщенность ювелирных украшений. Обычно ди.зайн окон подразумевал наличие каменных элементов в форме листьев или цветов, что да-

вало ощущение полета и высоты. Прекрасными примерами такого рода окон являются украшен ные драгоценными камнями окна мечети Сулейма-на, 17 век, Константинополь (современный Стамбул). В больших дворцах и гробницах Моголов большие остроконечные арочные проемы заполняли листами белого мрамора, перфорированного сложным узором. Наиболее изысканным примером такого вида ажурной каменной работы является ширма саркофага в Тадж-Махале в Агре, Индия (17 столетие).

АКАНТ (acanthus), в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, стилизованный орнамент в виде листьев средиземноморского растения Acanthus spinosus. Впервые этот вид орнамента встречается у греков в 5 веке до н. э. на крышах и стенах их храмов и на капители колонны в Коринфе. Подобный орнамент использовали и римляне. Позже он появился в резьбе по дереву на мебели эпохи Возрождения.

АКРОПОЛЬ (acropolis), центральная часть городов Древней Греции, расположенная на самом высоком месте. В акрополе обычно находились дворцы императоров и храмы. Поскольку основание города древние греки приравнивали к священнодействию, главным зданием города считался храм. Как с религиозной, так и с военной точек зрения, самый высокий из холмов являлся наиболее подходящим местом для акрополя. С военной потому, что он должен был быть неприступной цитаделью, а с религиозной - на склонах холма было множество пещер, лощин, рощ, ручьев и других таинственных мест, которые, согласно мифам и легендам, были и.злю6ленным


Тиринфский акрополь, XIV-XII е XIII в. до н. э. Аксонометрия. По

<в. до н. э., после расширения, Леонхардту




Акрополь в Афинах, вторая половина V е. до н. э. Реконструкция и план




0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43