Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

АМПИР

Время Александра /(1801-1825) в архитектуре - это ампир, чистота стиля империи. Полное соответствие сущностному содержанию порождает нейтральность формы по отношению к месту. Архитектура втягивается в окружающий ландшафт, следуя за городом. Ампирные формы не сочетаются с другими, не дополняются иными стилями. Ампир не сочетаем, не дополнителен, а нейтрален. Это чистое дыхание формы, которая самодостаточна и всеуместна, то есть универсальна.

При Александре I империя набирает полноту и адекватность имперской идее во всех своих формах, в том числе внешних. Это проявилось и в облике самого императора: ясный взгляд, раздвоенность мыслей и завершенность действий. Александр 1 снял парик и начал либеральные реформы - парь, издавший Указ о вольных хлебопашцах. После французских пристрастий Павла Александр 1 был ввергнут в патриотический ажиотаж 1812 года. Ему достался триумф покорителя Парижа. Победа в войне с Наполеоном нагромоздила горы оружия и превратила все разнообразие шлемов, сабель и пушечных ядер в стиль империи - "ампир". Формы более монументальны и холодны, ясность переходит в строгость. Теперь Александр I не либерал, а учредитель Священного союза держав-победительниц, и его десница, карающая и дающая, - аракчеевские военные поселения.

В Киеве улицы наполнились домами с портиками, ампирными особняками. Имя Александровской получили обновленная магистратская площадь Подола и главная улица, связавшая ее с Царским дворцом. Сбылись предначертания Екатерины II: дворец получил плац-парад в окружении присутственных мест и прочих губернских заведений, оброс аристократическим районом Липки с ортогонально-решетчатым планом и фактически стал центром города.

Империя воплощается. Обретает тело, которое по-новому прочно стоит на земле, не продавливая и не разрушая грунт. Свидетель



лександр первый


5. Колпнна-памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права на набережной Днепра, архитектор А.И.Меленский, 1802-1808 годы. Светопечать С.В.Кульженко, 1900-е годы.



произошедших перемен писал: "Нынешний Киев не похож на прежний. Даже самые горы и удолия, на коих он обитает, и воды, его орошающие, все изменилось; и кроме древнего имени, все в нем новое. Все древнее истерто и изглажено прежними веками, и новые веки его вновь возродили. Особливо в настоящий век, век образованности и просвещения, под благодушным вниманием благословенной власти, город сей, нося на себе знаменитое имя, может гордиться, став наряду с почетнейшими городами. Во всем видны вкус, изящность, предприимчивость, внимательность, стремление к новому лучшему; словом, все доказывает, что благоденствие города цветет и будет процветать, ежели при сей счастливой перемене будет первейшею обязанно-стию вера, благонравие и единодушие"*.

Все же александровский ампир это - домашний стиль послепо-жарной Москвы, который в Киеве не довлел, не преобладал над его метафизически барочной сущностью. Классицизм первой четверти XIX века вписался в городскую структуру, оставаясь ей сомасштаб-ным и соразмерным.

Сохранив пейзаж города, ампир оттенял великолепие веков минувших.

* М.Беряинский. Кроткое описание Киева. - СПб, 1820. - С.29-30.




0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59