Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

"В 1911 году мне, наконец, предоставилась возможность осуществить то, о чем я мечтал столько лет, что с раннего, чуть-ли не с детского возраста, под влиянием рассказов Жюля Верна, Майн-Рида и других, возбудило мое детское воображение и, став заветной моею мечтою, послужило причиной целого ряда предпринятых мною путеществий. ...Несмотря на огромный интерес, который представляет для путеще-ственника, как в охотничьем, так и в бытовом отнощении Средняя Азия, она ни в смысле флоры, ни фауны не может сравниться с Африкой, с этой сказочной страною, раем охотника в буквальном смысле этого слова!". В книге автор ни словом не помянул о своей профессии. Архитектура была его неотъемлемой частью, но щла после охоты и "милых дам", Корнелии и дочери Хелены.

Охота дала идею дома с фантастически перемещанными фиту-рами зверей, драконов, русалок и охотничьего реквизита. Первый опыт "дома охотника" - студенческий проект великокняжеского охотничьего замка. А в Киеве архитектор построил "в стиле rustique" павильоны гр.Кочубея и И.А.п0тоцкого для выставки 1897 года. Стилизация "рустик" предполагала использование необработанных материалов в отделке и предвосхитила устремления стиля модерн, который искал новые ощущения в естественной фактуре: "Впечатление охотничьего домика еще более усиливается отделкой первой комнаты павильона, переполненной чучелами птиц и зверей. Павильон построен из тех сортов деревьев, какие имеются в имении гр.Потоцкого, причем стены обшиты исключительно березовой корой с дубовыми и сосновыми пилястрами"*.

Неограниченное количество цемента и необходимость его рекламировать дооформили идею. Площадку под свой дом архитектор

* К.Свирский. Общий очерк выставки: Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка 1897 года и ее участники. - К., 1898. - 4.U. - С.35.



Владислав городецкий


35. Особняк В.В.Городецкого на Банковой улице. Фото: Киевлянин, 1904 год.



получил задешево на крутом откосе-неудобице у Николаевской плошади. Композиция особняка основывалась на динамичном разворачивании центральной лестницы. Вокруг дома бьш устроен обход с почти кинематографическим сценарием осмотра. Со стороны площади особняк воспринимался естественной кулисой для театра Со-ловцова. Девять видовых точек были выстроены на математически точно сокращавшейся спирали: снизу, от созерцания дома как монолитной шестиэтажной башни через каменистый садик, угловую скульптуру и прочие визуальные приключения наверх, к главному фасаду, густо усаженному разномастными тварями, и к лестничному витражу, приоткрывавшему его внутренний мир. На входе стены вестибюля бьши расписаны под морское дно. Парадная лестница в скульптурных и живописных аксессуарах охоты закручивалась вокруг фонаря-дельфина. Столовая бьша украшена цветастым рыбьим фризом и лепным фруктовым потолком, а кабинет привлекал многочисленными трофеями - рогами, звериными головами, чучелом медведя и оружием. Особый интерес представляли собой люстры: в столовой - из натуральных рогов оленя и косули со светильниками-цветами, в кабинете - из крученых бараньих рогов с плафонами-сосульками, а в вестибюле - из больших морских раковин с лампами-жемчужинами.

В итоге Городецкий возвысил китч до уровня искусства. Вместо джунглей архитектор завещал киевлянам бетон: "Внуки наши не увидят уже в Африке всех этих чудес", - значится на второй странице его книги. Пророчество сбылось.

Печатная слава "дома с химерами" и его автора неистощима и однообразна. Но самой короткой и дельной остается первая заметка об особняке В.В.Городецкого в профессиональной прессе: "Это сооружение является одним из оригинальнейших в гор. Киеве, и если художественные достоинства композиции не велики, то исклю-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59