Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

м а 3 епинское барокко

Ученость, всеохватность и универсализм религии, приложенные к киевской традиции, дали барокко.

Киевское барокко усложняет, возносит, экзальтирует пробуждение и формы национального ренессанса начала XVII века.

Региональное барокко вписывает умение местных мастеров в сложноорганизованную, вычурную, безграничную форму.

В барокко оживает дух порыва, язычества, демон дохристианской мистики, украинского веселья, но не взвешенной простоты Возрождения или сложновыученного многословия академистов.

Барочная целостность собирает спрятанную до времени под спудом природную энергию, чтобы вновь обуздать первозданный хаос.

Основными учреждениями барочного Киева по праву считались Киево-Могилянская коллегия, самоуправление Киево-Подола и типография Киево-Печерской лавры. Не случайно гетманом Иваном Мазепой бьши воздвигнуты каменные соборы Большого Никольского монастыря на Печерске и Братского - на Подоле (где в это же время строится каменное здание магистрата). Благодаря таким узловым постройкам город приобрел новую целостность. Киев как бы кристаллизовался вокруг пунктов, воплотивших городское Самоуправление, ученое Братство и вновь узаконенное Православие. А мазепинский "Большой Никола" встал среди пустоши как раз на полпути между Старым городом и лаврой.

В 1706 году Киев посетил Пётр I со штатом военных инженеров, чтобы спланировать новейшего типа крепость для обороны от шведов. "5-го июня Государь, царь Пётр Алексеевич, в Малороссии и в Киеве был, Киевопечерскую крепость заложил", - сообщал казацкий летописец. Закладка была совершена в соборный день лавры - Успения Божьей Матери. Царь-реформатор решительно вмешался в судьбу города, построив крепость, которой ни разу за всю ее двухсотлетнюю историю не пришлось обороняться. Так было положено на-



е л и к н и

чало городскому заселению Печерского местечка. Крепость превратила Печерск в административный центр, и функциональная форма города бьша, таким образом, определена надолго.

Старый Киев играл роль исторического центра и места священного: когда через три года Пётр I снова посетил Киев с полтавским триумфом, то именно в Старом городе, у Софийского собора, ректором Академии Феофаном Прокоповичем бьша произнесена торжественная речь.

Подол же оставался собственно городом - Пётр Великий, по преданию, жил близ подольской церкви Николы Притиска.



ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО

Длительное, с 1725 по 1741 год, междуцарствие слабых императриц и коротко правивших императоров сопровождалось застоем и в строительстве.

Елизавета Петровна (1741-1761), придя к власти в результате переворота, продолжила дело Петра I слишком буквально. Погрузившись в набожность и прелести этикета, она породила дворцовый стиль - елизаветинское барокко. Не четкая строительная программа, а отдельные великолепные сооружения, как драгоценные брызги пышной жизни двора, окружили ее царствование. Характерным жестом Елизаветы было учреждение Академии Художеств (1759). Выразительным следом ее пребывания в Киеве стали Андреевская церковь и Царский дворец.

Руководимая религиозными побуждениями, Елизавета наведалась в Киев в 1744 году с наследником и его невестой, будущими Петром III и Екатериной П. Это посещение сопровождалось карнавальной помпезностью, триумфальными арками и театральными представлениями. Сперва императрицу встретило казацкое войско. Затем за 60 верст до Киева ей бьши представлены избранные горожане и духовные лица. А в самом городе процессию встречало чуть ли не все население. Киево-Могилянская академия подготовила свою театрализованную часть встречи, для чего были заказаны и придуманы специальные механические машины. Студенты инсценировали фаэтон, запряженный крьшатыми пегасами, с которого легендарный Кий произнес речь и препоручил город государыне.

Между тем среди представлений, фейерверков и паломничества ко святым местам были отданы знаменательные строительные распоряжения: "И во все их, от 27 августа двунедельное, пребывание, все три Киевские города иллюминованы и разные торжественные почести театральные чинимы были. И в ту бытность изволили посещать все тутошные монастыри и награждать их своим богатым подаянием.




0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59