Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

А.И.Меленский стал одним из первых "городовых архитекторов" Киева, создал здесь чертежную - центр архитектурной работы на протяжении столетия. Классическую школу он нес на себе. В этом была ее чистота и внеположенность городу. Как в архитектурных прописях Альберти, он первым делом поставил у Крешатого ручья дидактическую колонну-памятник. Колонну с сильным силуэтом при показной (или кажушейся) архаичности. В этой работе он достиг того простого совершенства, которое впоследствии так и не смог превзойти.

В исполнении Меленского русский классицизм, привыкший распластываться на петербургских набережных, не спорил с киевским пейзажем, будучи стилем строгим и сдержанным. Понимая особенности барочной структуры города, архитектор нашел выход из казалось бы неразрешимого положения, избрав "закрытую" манеру. Его как правило небольшие сооружения встраивались в городскую декорацию, не разрушая сложное органическое целое. Вздыбленный городской ландшафт легко принял их закругленные формы, не пластаю-шие и расширяюшие, но собираюшие объем в себе. Его "точечные" строения, напоминая выразительные радиусы Григоровича-Барского, всегда заметны в холмистой строительной толчее. Церкви-ротонды на Аскольдовой могиле, на Почтовой плошади и во Флоровском монастыре стали действительными шедеврами Киева.

Чувство древнего города было продемонстрировано и в планировочных работах зодчего. Разбивками новых районов он начал "склеивание" отдельных частей Киева, наметив новый центр города - Крешатик. Но неосушсствленный проект Подола - его лучшая планировка: черты классицистического плана переплетались с барочной многолучевой композицией, а перспективными доминантами служили сохранившиеся после пожара каменные церкви. По красоте и изяшеству решения этот план считается одним из лучших в градостроительстве классицизма.






Киево-Подол занял особое место в судьбе А.Меленского. Здесь он много строил, руководил послепожарной реконструкцией. Из документов известно о его непрерывных подольских хлопотах. Комиссия по отстройке отводила участки с условием каменного строительства в ближайшие пять лет, и когда после всех сроков даже на Большой Александровский стояли деревянные лавки, только городской архитектор обеспокоился тем, что "оные балаганы еше и по сие время не уничтожены"*. Он же вскоре ходатайствовал о разрешении деревянного строительства из-за несостоятельности подолян, обосновывая это "слабьпш грунтами", - из камня строили "только казна и отдельные зажиточные".

На Подоле Андрей Иванович прожил большую половину своей жизни. На Подоле он второй раз женился на Пелагее Ивановне Ляшке-вичевой. На Подоле, на старой Олеговой могиле был похоронен.

Как ни странно, но об архитекторе такого класса, как А.И.Меленский, до последнего времени не было монографий и специальньк.ис-следований. Наиболее же вразумительным обзором его творчества является двустраничная статья Н.В.Холостенко, посвященная 180-летию зодчего, в ежемесячнике "Вюник Академп арх1тектури УРСР" (1947, № 1).

Киевский областной государственный архив. - Ф.2, оп.6, д.3339, л.164, 1817 г.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59