Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

ЖИЗНЬ МОЮ, даже до конечной и ввдимой несостоятельности про-вождал..."*. Ковниром построена добрая половина каменной лавры.

Среди пышной украинской природы мастер "муровщицкого художества" жил искренним народным чувством, избыточностью творчества и через край бьющей энергии. Деятельный характер проявлялся всюду. Прознав о взятках и присвоении общественных денег старостой Печерского городка, он учинил скорую и, по-своему, справедливую расправу на базаре. После чего староста плакался, мол, Ковнир "сбросил с себя долой волчью шубу и схватил меня за волоса, и пригнувши мало не до земле, бил мене кулачьем немилостиво в рожу, и когда бывшие при том люде не разборонили, то он Ковнир и более мене бил бы"**.

Лучшие творения украинского барокко в Киеве - колокольня на Дальних пещерах и Ковнировский корпус лавры. В колокольне Ковнир достиг вершин мастерства, применив растреллиевскую группировку колонн, дематериализующую углы здания, и соорудив невиданное завершение колокольни, по высоте равное ее основанию, с четырьмя изящными шпицами. Колокольня изысканно увенчала один из зеленых холмов лавры. Таким же каскадом формотворчества, ярких растительных орнаментов и фантазии, присущих древнему как мир украинскому искусству, отличается здание пекарни и книжного магазина или, иначе, "Ковнировского корпуса" Киево-Печерской лавры. Белизна его стен подчеркивает разнообразие фигурных щипцов и фронтонов. Не менее удачно корпус вписался в центральный ансамбль лавры, в барочное окружение старого Успенского собора, также одевшего барочные одежды.

* Центральный государственный архив Украины. - Ф.122, - Д. 16-К,

" 14 февраля 1785 г. ** Там же, - 2029, - 16 января 1755 г.




18. Колокольня на Дальних пещерах лавры.

Рисунок в фотографически точном стиле послевоенного соцреализма 1950-х годов.



На вершине карьеры Ковнир возглавил группу из более чем двухсот каменшиков, работавших на его подрядах, и мог вести строительство многих объектов сразу. Он создал настояшую школу "муровщиков-художников".

Но именно в киевском барокко завершалась эпоха мастеров и начинался век архитекторов, когда авторство и имя чего-нибудь да стоили.

Мастер нажил много детей и внуков. Имя же его вскоре стало полузабытым. Наследники получили другие прозвища - вот известные имена его сыновей: Матвей Степанов, рейтор Василий Стефанов, писарь Григорий Семенковский, рейторский прапорщик Василий Кри-шталевский, зицарь (словолитчик) Василий Ковниров. Фамилия не устоялась. Призревшая старого мастера лавра выдала ему в 1785 году, то есть в девяносто лет, свидетельство, "что он, Стефан Ковнир, хотя троебарчно сочетался, но оные его жены померли, и ныне он жены не имеет, долгов на нем казенных и партикулярных не имеется, також никакими делами нигде и никому не обовязан..."

Наиболее полно творчестю зодчего исследуется в диссертации Б.А.Крицкого "Народные мастера архитектуры XVIII века на Украине. Степан Ковнир: Архитектурно-строительная деятельность" (К., 1953).




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59