Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  Архитектура имперского Киева 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

ГЕТМАНСКИЕ СОБОРЫ

Киев XVII века, как и вся Восточная Европа, еще не имел своих архитекторов. Каменное строительство велось мастерами каменных дел, которые работали в своеобразных артелях, сезонно, и возводили сооружения по месту, не составляя предварительного проекта, а ориентируясь на образцы и учитывая требования заказчика. Чаще всего оставались известными имена меценатов, попечителей, князей и патриархов, крупных хозяев, вкладывавщих средства в строительство, имена заказчиков дорогих каменных зданий. Примером тому - возобновление киевских храмов митрополитом Петром Могилой. Не удивительно, что первые имена архитекторов, в европейском смысле профессии как деятельности отчужденной от собственно стройки, принадлежат итальянцам. Это создатель Успенского собора в Москве Аристотель Фьораванти и в Киеве - Себастьяне Браччи, поновивший по поручению магистрата древнюю подольскую церковь Богородицы Пирогощей в 1613 году.

Архитектура еше не получила своего имени и растворена в народе: "В той час, як на Заход!, а надто в 1тали, особиста вдача буд!внй-чого, його художня 1ндив1дуальшсть вельми рано виступае на перший план - укршнське мистецтво, та i взагал! мистецтю Схщно! Свропи, довго i довго ще зостаеться продуктом творчости народньо!, носить на co6i печать простого та нехитрого народнього смаку"*.

Потому в превосходной степени для Киева значимо творчество Осипа Старцева, одного из первых отечественных мастеров, начавших строить в европейской манере и оставивших для истории свое имя. Его почерк индивидуален.

Старцев был ярким представителем новой архитектуры, барокко: ярусные композиции фасадов, большие бесстолпные залы, узорчатое понимание декора. К архитектурным вершинам Старцева принадлежит Верхоспасский собор Московского кремля. Три храма над

* Ф.Ернст. Кшвськ! арх1текти XVIII в1ку. - К., 1918. - СЗ.



ОСИП с i. . :



1 If


/J. Военно-Никольский собор (сегодня территория пл. Славы), 1790-95 годы. Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы.



Теремным дворцом были объединены им в один блок мощным карнизом с частым ритмом арочных окон и увенчаны одиннадцатью главами. Эти-то купола и создали одно из самых завораживающих, мистических обличий православной церкви: расположенные по схеме спаренных пятиглавых храмов, позлащенные главы на высоких "шеях" образовали настоящий барочный лес колонн, постоянно перемежающий свет и меняющий сочетания. В отличие от лаконизма и монолитности шатровых церквей возникло многообразие ракурсов, узорочье цветной керамики и та сложность пространства, которые и отличают барокко от предшествующего строя. Здесь впервые у каменных дел мастера появились переосмысленные ордерные элементы в декоре "по образцу старца Ипполита" - дворцового резчика.

Как барочный мастер, Осип Старцев легко переходит в новое, усваивает изысканное и живописное. Он связывает, подчиняет общей композиции, создает по-барочному единую картину. Свидетельством тому киевские соборы.

Тип храмов определил сам Мазепа, ориентируясь на польско-католические образцы: базилика с трансептом и башнями на западном фасаде, подобно Троицкому собору в Чернигове (1679-1695) и Мгар-скому в Лубнах (1684-1692). Мастер принял предложенный канон, использовав традиционно украинские монументальные приемы - слабо расчлененные объемы и гладь белоснежных стен. В обеих церквах во всю их высоту, чего еще не бывало в Киеве, применен ордер: коринфские полуколонны в Большом Никольском и композитные пилястры в Богоявленском соборе.

Нагляднее всего устоявшийся почерк мастера демонстрировала "белокаменная резь", архитектурные детали порталов, окон и коринфские капители, которые готовыми доставлялись из Москвы.

В обратном же направлении, из Киева в Москву, он перенес новые приемы, исполнявшиеся в соборах лепным способом киевскими




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59