Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

П. . тттт тором оошая композиция ападаны уже намети-

* * I 1 лась, но еше окончательно не откристаллизо-

, валась. Ападана Ксеркса имеет собственный по-

• стамент, возвышающийся над общим уровнем

• террасы, и лестницу, ведущую с террасы к глав-J ному входу в ападану. Основная форма тронного зала состоит из квадрата стен, внутри кото-

Рис: 235. pyjj расставленные на одинаковых расстояниях дворец Кира в

Пасарга.аах, в КОЛОННЫ образуют В плане ряд равных друг

Иране другу квадратов. вписанных в большой квадрат.

Общая форма ападаны, по идее расстановки КОЛОНН, восходит к гипостильному залу египетского .храма эпо-.хи Нового царства. Но основная разница, по сравнению с гм-постмльны.у залом, состоит в том. что в персидско.м дворце колонны много тоньше и значительно больше отставлены друг от друга, так что не может быть и речи о сдавленных массой и разобщенных коридорах, как в Египте. На передних углах тронного зала расположены две квадратные башни, между которыми имеется наружньн! портик, состоящий из двух рядов ко-чонн. На боковых наружных лицевых частях помешены такие же открытые портики. Не выяснен вопрос о том, как освещалась внутренность тронного зала. По-видимому, она была довольно lexmon. Свет ггроникал только через световые отверстия в сте}К1\ между центральным залом и наружными портиками. Вря.г .П1 существовали еше световые отверстия, выходившие над кроз.шхщ наружных .галерей, как это было предположено некоторыми исследователями. Жилые по.мешения дворца были расположены в отдельных специальных корпусах, стоявших на той же террасе.

Стиль персидских ападан эпохи А.ке.менидов представляет собой большой интерес и до сих пор был исследован еще далеко не достаточно. Уже теперь, однако, при обзоре мировой истории архитектуры бросаегея в глак*. своеобразие этого архитектурного образа. Поп1.пл1емся проанализировать архитектур-но-.художественную ком по зи пик"» перси.юкои апяданьт на примере тронного зала Ксеркса. Он колоссален по своим размерах! - это типичный представитель восточно-деспотического количественного стиля. .36 ко.лонн зала достигают 17 м высоты, база каждой из них шириной около 2 м. Колонны наружных портиков имеют высоту до 19.5 м. Может быть, наиболее конкретное и осязательное представление о раз.черах персидской ападаны можно получить в Московском .музее изобразительных искусств в Греческом дворике, где стоит гипсовый слепок одного из углов Парфенона, а рядом находится такой же гипсо-



.........„. V-M!T!:i..,.


Puc. 236. Остатки дворца в Персеполе, в Иране

вый слепок капители колонны персидской ападаны (и тот и другой, конечно, в натуральную величину). Эта капитель несоизмерима по своим размерам с формами Парфенона и относится к совершенно другой шкале размеров, гораздо более крупных, чем размеры греческого классического храма. Стены апа-




Рис. 237. Быки дворца в Персеполе, в Иране

даны Ксеркса имели толщину около 6 м. Они теперь исчезли, так как были сложены из необожженного кирпича. От них остались только каменные обрамления дверей и световых отверстий (рис. 236). Характерны символические быки (рис. 237), стоявшие по сторонам главного входа в ападану Ксеркса. Они заим-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130