Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

7. Аржитежтура Ираиа

Древняя Персия - построенное на завоеваниях государство, продолжавшее традицию ассирийского государства. Персия подчинила себе Нововавилонское царство в 538 г. В 330 г. до н. э. мировая держава Ахехгенидов была завоевана .Александром Маке-донски.м. Различают три основных периода персидской истории, которым соответствуют отдельные периоды истории перси,тской архитектуры. Древнейшим периодом является эпо.ха династии, Ахеменидов (559-330). За ахеменидским периодом следует парфянская эпоха, в течение которой в Персии преобладаюшее значение и.мели эле.менты греко-римской культуры. Третьим периодом является эпоха династии Сассанидов (226-636), которая проходит под знако.м освобождения от иноземного влияния и восстановления старой монархии. Д.ля нас представляет интерес только история персидской архитектуры ахеменидского и сассанидского периодов, так как в эти эпохи персидское зодчество вырабатывает очень интересные и своеобразные формы и композиции. В парфянскую эпоху персидская архитектура была настолько сильно подвержена влиянию греко-римской архитектуры, что потеряла свое самостоятельное лицо и превратилась в эвтектическую архи-тектуру. Кро.ме того, памятники персидской архитектуры парфянского периода изучены настолько мало, с ними связано так .много спорных вопросов, что при современггом состоянии науки невоз-.можно построить хоть сколько-нибудь убедительную картину развития персидской архитектуры парфянского периода.

Древняя Персия - характерная для Востока абсолютная .монархия. Персидский царь был для демократически настроенного грека V века до н. э. воплошением «варварства* и восточного деспотизма. И в Древней Персии царская власть пользовалась религией как сильным средством угнетения огромных масс эксгпуатируемого населения. Однако персидская архитектура почти не знает храмов, потому что господствуюшей религией было огнепоктонничество - маздакиз.м. Согласно это.му верованию, в .мире вечно борются доброе

.....и злое начало. Симввло.м-злого-начача-являетсяматерия, символом

начала доброго - огонь, пожирающий, растворяющий и уничтожающий материю. Персы поклонялись стихии огня как началу, одухотворяющему .материальное. Высоко в горах устраивали жертвенники огня, высеченные из скал. Это были большие кубические, схжаюишеся вверх массивы, которые на углах имели вытесанные из скалы круглые столбы, а наверху - площадку, окаймленную каменными зубцамг!. На верхней площадке жгли костры, которые благодаря расположению жертвенников на высоких местах были видны с очень большого расстояния из окружающих деревень.



Эпоха Ахеменидов

Очень характерны памятники погребальной архитектуры ахеменидской Персии. Это прежде всего погребсыьные башни (рис. 227). Тела умерших представляли собой, согласно персидским верованиям, величайшее зло, являясь материей, от которой отлетело духовное начало. Поэтому трупы выставляли на высоких погребгьяьных башнях на съедение птицам. Обыкновенно погребальные башни были выложены из белого камня, на наружных поверхностях их устраивали много небольших прямоугольных ниш, которые выкладывали из черного базальта. Может быть, персидские погребальные башни связаны с формами жилой архитектуры, так как они очень напоминают башни на углах дворцовых зал.

Первым памятником персидской монументальной архитектуры является гробница царя Кира (559-529) в Пасаргадах (рис. 228 и 229). Она сложена из довольно значительных квад-ров камня без связующего вещества. Внутренность погребальной камеры не достигает и 6 м1 Дуалистическое учение мазда-кизма объясняет общий замысел гробницы Кира. Подвергнуть тело царя уничтожению, как тела простых людей, было невоз-

If "тШЛщ !4?t%#

•if.. Ss J.

Рис. 227. Погребальная башня око.то Накши-Рустем, в Иране




Рис. 22 гробница Кира в Пасаргадах

можно; его нужно бьйо сохранить. Но все-таки мертвое тело было величайшим злом, хотя бы это было тело царя. Поэтому его нужно было по возможности изолировать от окружаюшего. Это двойное требование и легло в основу обшей композиции гробницы Кира, в которой массивная погребальная камера помещена на очень высоком ступенчатом постаменте, возносящем ее так высоко, что она изолирована от окружаюшего. Стиль гробницы Кира является исключением для Персии и отличается .са:-£тиля-последующих дамятников--В-гроб1яшсКира- выдержан, так сказать, «каменный» стиль; свойства камня здесь наглядно выявлены. Отдельные квадры, их строгая форма, впечатление тяжелой, полновесной массивности играют очень большую роль. Сама погребальная камера по своей обшей форме подобна большому правильно отесанному каменному блоку. Наоборот, все формы последующей персвдской архитектуры ахе-.менидского периода восходят к деревянным прототипам и, построенные из кирпича и камня, все же сохранили воспоминания о своих предшественниках, сделанных из дерева. «Камен-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130