Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

ном случае дольмен был первоначально жилым домом, оставленным впоследствии умершему хозяину в качестве его гробницы. Может быть, это часто И-мело место, и по крайнет! мере некоторые из дошедших до нас дольменов были дворца.чт эпохи доклассового общества.

Важной деталью многих более поздних дольменов является круглое или овальное отверстие в одной или двух ка.менных плитах, завершающих сверху их внутреннее пространство. Отверстие связывает внутреннее пространство погребальной камеры с пространством природы, так что изнутри сквозь него видно небо; это так называемое «отверстие для души». По представлениям первобытного человека, душа умершего сообщалась через это отверстие с внешним миром. Кроме того, через то же отверстие у.мершего снабжали едой и питье.м. «Отверстия для души» встречаются в дольменах Германии, Англии, Южной Франции, Сардинии, Сицилии, Палестины, Кавказа, Северной Персии, Индии. В Декхане (Индия) из общего числа 2200 мегалитических гробниц около 1100 имеют описанное отверстие. Несомненно, что и «отверстие для души» дольменов заи.мствовано из жилой архитектуры, где оно служило дымоходом и световым отверстием (см. стр. 16, а также рельеф из Куюнджика). Отсюда идет линия развития к Пантеону (см. том 11).

Если в истории архитектуры менгир является первым па.мят-ником, то доль.мен - первое мону.ментатьное здание человека. Дольмен тоже рассчитан на «вечные времена». Он имеет и внутреннее пространство, и наружный объем, ясный в своих очертаниях. Для дольмена характерна бесфор.менность массивной оболочки, охватывающей его внутреннее пространство. В противоположность наши.м стенам, с их геометрической правильностью и проходящей через всю стену постоянной толщиной, эта оболочка имеет в различных местах различную толщину, что и позволяет назвать дольмен искусственным холмо.м, содержащим внутри искусственную пещеру. Пространство погребальной ка-.меры сжато и сконцентрировано охватывающим его массивом, внутренняя поверхность которого видна стоящему в погребальной ка.мере зрителю. Конусообразная наружная форма дольмена-кургана имеет некоторое сходство с менгиро.м, но в погребальном холме вертикаль содержится как бы в скрытой фор.ме. Доль.мен. так же как менгир, стоит обычно на высоко.м месте и является мошны.м пространственным центром, господствующим над окружающими деревнями. Кольцо камней, которое иногда окружает курган, выделяет его из окружающего.

В раскопанных дольменах на камнях, из которых сложена погребальная камера, видны ясные следы отески каменны.ми орудия-




Рис. 20. Вереницы камней (алиньман) в Бретани. Франция

МИ. Обработка старается только сгладить неровности камня: его основная форма создана силами природы. Ударами каменных орудий отламывались лишние куски, так что после такой обработки поверхность камня оставалась крайне неровной и угловатой.

Третьим типом мегалитических сооружений являются аллеи камней, обозначаемые часто французским термином «alignements» (рис. 20). Это правильные ряды небольших камней, которые образуют параллельные дороги. Аллеи камней встречаются в различных частях света, но особенно много их в Бретани (Франция). Размеры площадей, занимаемые алиньманами, различны, но самую большую площадь имеют аллеи камней в Карнаке, в Бретани, которые растянуты на 3 км". Алиньманы не являются аллеями менгиров или кладбищами, как можно было бы подумать с первого взгляда, - на этот раз под камнями нет погребений: назначение верениц камней отличается от назначения менгиров. Однако несомненно, что аллеи камней произошли от мен-таров, точно так же как и дольмены, только развитие в данном случае пошло совершенно в другую сторону. Этот пример особенно наглядно показывает, как из общего первоисточника могут развиваться архитектурные типы, имеющие мало общего друг с другом. Назначение этих камней остается неизвестным. Было высказано предположение, что это места собраний, другие видят в них аллеи, предназначенные для религиозных процессий. Карнакская группа связана с несколькими дольменами. Имеются примеры таких аллей, в конце которых стоит большой менгир. По-видимому, аллеи камней являются оформлением куль-



товых шествий. Нам известно, что культ и жречество развились еще в эпоху .токлассового общества.

С точки зрения архитектурно-художественной композиции в атлеях камней большое значение И-меет вк.иючение временного момента в .монументальную композицию. В это.м существенное отличие менгиров и дольменов, этих чисто пространствснньг; образов, от ат1ть.манов. Таким образом, в алиньманах намечается в этом смысле известное сближение с жилой архитектурой Но в противоположность беспорядочным движениям повседневной жизни, которые составляют оьгговое ядро жи.юй ар.читск-туры. культовые шествия состоя.т в \1е.1Лснном. правильноч;. торжественно.м движении в пря.мом направлении, которое оформлялось, \законнвалось и монументализировалось рядами тяжелых и долговечных камней, поставленных по сторонам пути. Характерной чсрто1{ аллей камней является возможность бесконечного продолжения их композиции во все стороны. Параллельно каждой атлее можно по обе стороны ее провести любое количество других аллей. Эта композиционная особенность соответствует так называемому бесконечному раппорту в орнаменте, где один и тот же мотив повторяется любое число раз во все стороны. Аллеи камней не только оформляют пути, но и ов.да-девают поверхностью земли путем расстановки на ней пространственных знаков.

Наконец, последним типом мегатитической архитектуры является кро.млех. Он состоит из расставленных по кругу вертикальных камней, которые часто соединяются с аллеями камней, Назначение кро.млехов выяснено тоже недостаточно.

Я ограничусь разбором наиболее развитого из дошедших до нас кромлехов, который вместе с тем является самым замечательным памятником мегатитической архитектуры и наиболее значительны.м ее сооружением. Это Стонхенхтж в Англии (рис. 21). сооруженный, по-видимому, за 1600 лет до н. э. В это время в Европе был уже бронзовый век. В Стонхендже с первого же взгляда бросается в глаза большее совершенство техники по сравнению с рассмотренными выше .мегалитическими сооружениями. -Метат.тические орудия позволили добиться гораз,до лучшей отески каменных блоков, которым придана теперь уже довольно правильная форма, приближающаяся к параллелепипеду. По сравнению с блоками, обработанными каменны.ми орудиями, в Стонхендже наблюдается довольно гладкая поверхность камней. Но особенно важно, что рука человека добилась тут не только более совершенной отески поверхности камней, форма которых является результатом деятельности природы, но что человек изменил и общую форму блока, приблизив его к прави.ьному




0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130