Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

вел со всеми этими странами оживленную торговлю, котора.ч была главным источником его благосостояния и культурного расцвета. На о. Крите было, по-видимому, несколько родовых племен, объединенных в сою) или федерацию (государство), обладавихих флотохк при помоит которою и велись довольно оживленные сно1иения с окружавши.чш Средиземное море странами. На о. Крите имелся ряд самостоятельных дворцов и родовых noce.iCHiHK По-внди.мому. юсподсгво над островом было поде-лсио .\!ежд\ наиоо.лсс .могуигествсниыми п.1емена.хш.

Типичным на о. Крите является поселение на месте совре-xtcHHoif деревушки Гуршш (рис. 207 и 208). которое в наиболее значительной CBoeii части раскопано и тает яркую картину критской жизни. Это преж.1с всего совершенно неправильная планировка, что так типично ,тля восточной .деспотии. Кривые улицы, соединяясь друг с друго.м в c.i>чайных .местах, сталкиваясь, разветвляясь, образуя отростки и тупики, создают очень сложную и пуган\ю сеть, крайне затрудняющую ориентировку. Такая картина по.пчилась оттого, что строили не по заранее на-.меченному плану, а постепенно. Селение росло и сюшдывалось по мере того, как нарастати требования жизни, совершенно так же, как разрастается египетский дом. В Гурниа. приблизительно в центре селения, и.меется ювольно значительная плошадь, тоже совершенно неправильной формы, на которую выходит дворец - жи-чише родово)! знати во главе с вожде.м. К площади ведут несколько улочек, вы.ход которых на площадь имеет тоже случайный характер. Дворец занимает целый квартал очень неправгшьной формы, как и другие кварга1ы; вокруг него со всех сторон проходят кривые улочки. За.мечательно, что дворец совершенно не защищен. В других селениях окружающие здания еще ближе подступают ко дворцу. которы11 бывает подчас совершенно облеплен ими. Какая разница по сравнению с дворцо.м ассирийского царя Саргона в Хорсабаде! Можно полагать, что главны.м источником дохода господствующего класса на о. Крите была не столько эксп.гуатация .местного населения, CKo.ibKo .морская торговля, а также пиратство. Дворец.в..Гурнма и другие критские дворцы вовсе не имеют наружного объема, что составляет одну из наиболее .характерных черт их архитектуры. И в этом опять - полный контраст с дворцом Саргона. Критский дворец совершенно теряется и растворяется в море лачуг, лишь немного возвышаясь над ними. Его можно воспринимать только из обходящих его кривых улочек, проходя по которы.м зритель видит то одну стену дворца, то другую, то тот. то другой его угол, но не может охватить наружной массы дворца в цело.м, которая и не оформлена с намерением показать ее




5iiF

1,1 i, l.L,

I ill


D с о Э о ОФОО!

f...........






Рис. 209. Черепю! сосудов с о. Крита, с изображениями домов

зрителю как единую композицию. Зритель может видеть каждый раз только незначительную часть наружной массы дворца, которая надвигается на него где-нибудь из-за поворота улицы. Такие отдельные части наружного объема дворца оформлены в расчете на то, чтобы заменить собой весь наружный вид дворца. Стены сплошные и не пробиты никакими отверстиями.



Особенно характерна ступенчатая обработка стен. Выступая вперед друг перед другом, ступени стен вызывают в зрите.те впечатление трех.мерной объемности и вместе с тем соотвстст-вую>т извивам улиц. В Гурниа очень типичен вход во дворец, расположенный на главной плошади. Форма входа совершенно неожиданна, но глубоко связана со Bceii композицией. Вход сдвинут на самый край площади и имеет фор.чу буквы Г. т. е. совершенно асимметричен. Он состоит из нескольких ступенек, которые в своей полной асимметрии и живописности очень гармонируют с неправильной формой площади и всего города. Ступеньки точно втягивают зрителя в глубь дворца.

Дворец в Гурниа сохранился сравнительно очень плохо и не принадлежит к самым большим и блестящим критскгтм дворца.ад. с внутренней композицией которых мы познако.мимся на других, более показательных примерах.

Некоторое представление о наружном виде лачуг, из которых состояло критское родовое селение, могут дать многочисленные черепки с изображениями домов, найденные на о. Крите (рис. 209). Эти дома и.меют помещения, расположенные в ,тва и больше ярусов друг над другом: в них проделаны световые отверстия, напоминаюи.ите наши окна. Но этим маленьких! световым отверстиям еше очень далеко до окон ренессанса (см. то.м III).

Самые большие критские дворцы расположены в современных Кноссе и Фесте. Дворец в Кноссс (рис, 210) исследован особенно детально и очень удобен .тля изучения композиции критского дворца, так как некоторые части его даже реставрированы с большой научной строгостью. Площадь, заних!ае.мая дворцом в Кноссе, очень ве.тика; она достщдет около 100x100 м. Дворец, как и .зругис дворцы на о. Крите, сложен из неотесанного или слабо отесанного ка.мня на довольно плохом связуюше.м веществе. Цоколи, дверные обрамления, иногда углы стен выложены правильной кладкой из хорошо отесанного камня. Стены обмазаны глиной и известью; внутри они в значительной степени покрыты живописью. Перекрытия были деревянные.

Общая ком позициякрйтскоГодворцанапоминаетраспланировку родового селения. Посредине дворца и.меется большой двор неправильной формы, соответствующий городской плошали. Кривые коридоры неправильной формы соединяют друг с другом многочисленные внутренние помещения дворца и на-по-минают сеть кривых улочек Гурниа, Кносский дворец тоже выходит на городскую плошадь, и вхо.л в него расположен тоже в самом углу этой площади. Дворец в Кноссе распадается на две основные части: на совершенно аси.м.метрические помещения, свободно разбросанные вокруг главно.го двора, и на меньшую




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130