Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

колонны состоит в том, что она представляет как оы живое, растущее в природе фантастическое растение. Линии ствола, в за-виси.мости от типа колонны, дают Go.iee или .менее реалистическое изображение. Ствол заканчивается цветком. Однако со-верщенно неверно называть этот цветок, как это часто делают, катггелью. Капитель является частью греческого ордера и венчает ствол классической колонны, похгерживая горизонтальные части ордера: она связывает его горизонтальные части с верти-катьными (см. том II). Цветок египетской ко.юнны обыкновенно отделен от горизонтальных частей над ним кубическим массивам, который не допускает у зрителя никакой мысли о конструктивной роли цветка. Но кроме того, и са.мо это кубическое тело ничем не отделено от частей, расположенных над ним. Оно непосредственно переходит в горизонтальные части, точно куб над цветком колонны и горизонтальные части над ним вытесаны из одного куска. Совершенно такое же соотношение наблюдается между вертикальными столбахш и горизонтальной перекладиной над ними в портиках в Дейр-эль-Бахри. Там получается впечатление, что первичной яв.шется передняя гмоскость портика, в которой проделаны прямоуюльпые отверстия, а столбы являются остатками этой первично непрерывной плоскости. В колоннах обычного храмового двора зрителю кажется, что столбы, подобные столба.м Дейр-эль-Бахри, обросли снаружи растениями, из которых сверху торчат верхние части столбов в виде кубических блоков. Во всяком случае, вся колонна в целом, вхге-сте с венчающи.м ствол цветко.хц производит впечатление роста из зе.мли. Египетская колонна-растение имеет религиозно-символическое значение. Весь храм в целом, и особенно гипостильный :зал, сплошь состоящий из колонн, является символическим изображением священной роши. В это.м отношении двор подготовляет гипостильный зал и является своего рода «опушкой» леса. Существуют различные разновидности египетской колонны. В одном случае ~ это единый толстый ствол, в других случаях - связка нескольких значительно более тонких стволов. То наблюдается большее приближение к лотосу, то - к папирусу. Но изобразительность и си.мволика свойственны все.м эти.м THnavL В них состоит коренное радтичие меж-лу египетской и греческой колоннами. Именно последняя, а не колонна Египта, легла в основу всей последующей мировой архитектуры вплоть до наших дней. В некоторь!х хра.мах между колоннахн-i помешены человеческие фигуры, изображающие обычно фараонов. Эти фигуры имеют реально-символическое значение. Изваяния между колоннами указывают на то, что про.межутки .между этнхш колоннами, называемые в Греции интерколу.мния-Ми (см. том 11).

2 -5 О




Рис. 190. Двор храма Рамзеса Ш в Карнаке

получают функциональное значение пространств, предназначенных для движения людей (см. рис. 190).

В некоторых египетских храмовых дворах бросается в глаза, что дверные пролеты выше колонн примыкаюших портиков. Это соотношение совершенно невозможно в Греции и диамет-




iwc. /91 Реконструкция i ипостильного зала Большого храма в Карнаке




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130