Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

вертикальных швов. Если присмотреться к очертаниям отдельных квадров, то окажется, что они имеют разную форму, которая к то.му же очень неправильна. Одни квадры заходят за другие, отдельные ква,дры их1еют отростки случайной и разнообразной фор.мы. которые вдаются в соседние квадры. и т. д. Смысл такой тески состоит в том, что плоскость стены в целом господствует над отдельными квадра.ми, которые совершенно в ней теряются. Если бы архитектор мог это сделать по техническим соображениям, он вытесал бы всю поверхность пилона из одного-единственного куска камня. Швы мешают замыслу архитектора: он старается по возможности их скрыть. Характерно, что изображенные на рельефах фигуры совершенно не считаются с границами между квадрами и с самими квадра.ми и что скульптор рассматривал всю поверхность пилона как единый фон, подлежащий заполнению. Можно сказать, что отдельные квадры пилонов являются единицей только с точки зрения техники; единицей в архитектурно-композиционном смысле является вся поверхность каждого пилона в целом.

Это очень наглядно подчеркивается валиком, который окружает каждый пилон со всех сторон и образует вокруг него твердую ра.му, сильно подчеркиваюшую ребра геометризованного массива. Существует предположение, что эти валики восходят к бамбуковым ра.мам. на которые когда-то натягмвагщ привязанные к ним ковры. В доказательство .этого приводят, между прочим, то, что на валиках имеются разбросанные по всей их поверхности на равных промежутках друг от друга гругшы из трех перекрещивающихся черточек, толкуемых как орнаментальное воспроизведение веревок, которьгми ковры якобы были прикреплены к бамбуковым рамам. Доказать существование бамбуковых рам с налянутыми на них коврами, послуживших прототипами пилонов, не представляется воз,можным. Но если даже и предположить, что они действительно когда-то существовали, то все же генетическое рассмотрение не в состоянии объяснить, почему при переходе на каменную технику все-таки сохранили валики. Валик объединяет поверхность пилона придает ей законченную цельностьТСверху над валиком помещалась еше выкружка, венчающая пилон.

Валики и.меют. однако, еще и совершенно другое значение, связанное с трактовкой поверхностей гтлонов и со стилем покрывающих их рельефов. Пи.лоны ограничены снаружи не плоскостями, как пирамида, а окутаны со всех сторон своеобразным пространственным слоем. Рельефы на них исполнены особой техникой, которая называется relief еп сгепх, т. е. врезанный рельеф. Контуры фигур глубоко врезаются в поверхности пилонов, что даст возможность вылепить фигуры и придать им известный



объем. О.анако наружные точки тел изображенных людей находятся в наружной плоскости, ограничивающей .массив пилона, так что .моделировка фигур в рельефах достигается углублением их в массив пилона. Этот своеобразный зрительный объем фигур .можно было бы сравнить со зрительны.м объемо.м пилонов в цело.м. Фигурьк изображенные на поверхности пилонов, не только имеют известный объе.м. но они живут в своеобразном пространстве, образ которого необходи.мо вызывается у зрителя уже самим объемом фигур. Это пространство создается взаи.хюотно-шением трех планов, трех плоскостей, на которые распадается поверхность пилонов. Это прежде всего реальная наружная плоскость пилонов, их материальная граница, которую .можно ощупать рукой. Но, кро.ме этой материальной плоскости, с одной стороны имеется еще Х4ыслимая плоскость заднего фона рельефных фигур, углубляющихся в своей объемности за материальную плоскость пилона и имеющих одну глубину, т. е. как бы отделяющихся от общего им все.м фона. С другой стороны, валики, выступающие перед .материальной плоскостью пгпонов, создают над ней пространственный слой, ограниченный спереди идеальной плоскостью, опреде.тяемой наиболее выступающихш точкахш валиков. Таким образом, рельефы создают один пространственный слой за материальной плоскостью пилонов, валики создают другой пространственный слой перед этой плоскостью. Оба пространственных слоя сливаются в один обший пространственный слой, расшатывающий определенность .хште-риа,льного ограничения пилонов и заменяющий материальную плоскость пилонов пространственным слоем, который окутывает их со всех сторон и в которо.м живут и двигаются объемные фигуры рельефов. Но как объем фигур отличается от реального объема человеческой фигуры в жизни, так и пространство, в котором живут фигуры рельефов, отличается от реального пространства. Это - ирреальное пространство и ирреальный объем. На рельефах изображены сцены, в которых участвуют божества, ирреальность изображения вырывает изображенное из границ обычной жизни и придает ему характер чудесного. Техника врезанных контуров рельефов рассчитана на искусственное освещение. Религиозные процессии происходили также и ночью при свете факелов. Во время остановки процессии перед пилона-.ми ее участники двигались направо-натево перед плоскостя.ми пилонов. Так же двигались перед ними и факелы. Сильно врезанные контуры рельефов давати очень глубокие тени, которые резко обозначали наружную линию, ограничивающую фигуру, и мягко м одел и ро ват и самую фигуру. Когда источник света (факелы) .менял свое положение, то тени контуров оживали: они



постоянно менялись и наполнялись движением. Получалось впечатление, что фигуры живут и двигаются. Изображенные люди-тени начинали маячить в отведенном им пространстве перед гла-за.ми пораженного зрителя. Эти эффекты еще усиливались от перекрестного освещения несколькими факелами с различных точек зоения и тем более от движения нескольких источников света. Можно себе представить, какой священный ужас и мистический ipenei о.хвагывал при таком зрелище египтян - участников ре.тигиозных процессий.

В связи с анализом рел.ьефов и их техники следует по-ново-м\ взглянуть и на пилоны в целох<. Их зрительный объем так же ирреа.1ен. как и объем фигур в рельефах. Они кажутся зрителю тоже образом <нез.дешнего» мира. Основная ось храма, так ярко выявленная уже в аллее сфинксов, сильно подчеркнута и в пилонах: распо.южением дверного пролета в центре на оси и значительной вые.мкой над дверью .между двумя башнями. Дверь выдсдена, кроме того, своим структивным обрамлением, состоящих! из трех балок, выкружки над ними и символического знака над дверным пролетом.

Пилоны продолжают масштабное построение сфинксов и создают вместе с ними типичный для архитектуры восточных деспотий масштабный ряд. который мы наблюдаем также и в архитектуре Индии, Вавилона, Персии и других восточных деспотий. Сами пилоны очень велики (рис. 186), их ра,змеры доходят .до 44x100 м (Карнак). Такие колоссальные башни контрастируют с небольшими по сравнению с ними сфинксами. Между сфинксами и пилонами устанавливается соотношение, аналогичное соотношению между сфинксами и маленькими фигурками под их головами. Обра:зуется непрерывный нарастающий ряд от человека, через маленькие фигурки под головами сфинксов, фигуры сфинксов, фигуры фараонов больших размеров, которые обыкновенно стояли перед пилонами, к самим пилона.м, и дальше к необъятно.му простору пустыни или к сказа.м, на фоне которых вгщен .храм, как в Дейр-эль-Бахри. Такой масштабный ряд построен по контрасту. От соседства маленьких форх! бо.лбШбе кажется еше больше, а расположенное рядом с большими фор.ма.ми маленькое кажется совсе.м ничтожным. Расположение контрастирующих величин возрастающи-ми и убываюши.ми рядами, создающее впечатление активного постепенного нарастания в одну сторону и убывания в другую сторону, еще боль!це усиливает противопоставление по контрасту двух крайних точек ряда; человека и самых больших фор-М архитектуры или даже природы.

В масштабном ряде ко.мпозиции пилонов и аллеи сфинксов рельефные фигуры на пилонах тоже играют очень большую




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130