Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


кГШНГ

Рис. ISO. Храм в Фивах

зрителя и угрожают ему. Это напоминает впечатление, производимое пирамидой или индийским храмом новобрахманского периода. Формы природы истолкованы средствами архитектуры как проникнутые таинственными и страшными для человека силами. Перед нами еще пример анимистической концепции, которую восточные деспотии унаследовали от эпохи доклассового общества. Не будь портиков, встроенных в формы природы, пейзаж, окружающий храм в Дейр-эль-Бахри, показался бы нам ничего не выражающим и нейтральным. Как всякий пейзаж, он содержал бы в себе бесконечное количество возможностей его истолкования, из которых египетский архитектор выбрал одну - именно ту, которая соответствовала его идеологии. На самом деле скалы около храма Дейр-эль-Ба.хри очень невысоки. В Дейр-эль-Бахри границы построенного человеком и форм природы стушевываются. Это один из приемов, имеющих целью произвести впечатление, чтоитзданигхозяанвд1е"-челоееквм-, а сверхчеловеческими силами, теми же силами, которые создали и формы природы.

Типичный храм эпохи Нового царства (рис. 179 и 180) стоит на свободном месте на поверхности земли, но на краю пустыни, связанный иногда композиционно с ограничивающими долину Нила скалами и всегда связанный с самой пустыней и с пространством природы. Сравнение гшана египетского жилого дома и египетского храма вскрывает между ними основное различие: в противоположность путаному графику движения, который ле-



жит в основе композиции дома, в храме господствует центральная прямая ось. проходящая насквозь через все здание. Эта ось образована благодаря тому, что все основные дверные пролеты, расположенные в середине сильно растянутого в длину храха, в точности соответствуют друг другу, так что все пролеты объединяются проходяши.м через них прямым путем. Все архитектурные части, расположенные справа и слева от этого пути, в точности соответствуют друг другу и являются зеркальным отражением друг друга. Такая композиция называется фронтальной (ко.гда части, расположенные с .твух сторон центральной оси, являются зеркальным отражением друг друга - будь то в плане, на фасаде, в обработке внутренних стен или в разбивке сада и т. д. Понятие фронтальности перенесено в архитектуру из скульптуры. Оно определяет собой, например, композицию египетских статуй, в противоположность более поздним греческим статуям, в которых движение настолько свободно, что прямой оси не на-блю,цается). Центральная ось египетского .храма Нового царства является путем ществия религиозной процессии, движение которой оформляет архитектура .хра.ма. Таки.м образо.м, его композиция развертывается во времени. Два принципа определяют собой общий характер этой композиции: постепенное сужение и постепенное затемнение пространства от в.хода к святилищу. При этом очень важно, что сужение и затемнение пространства идут не постепенно, а ступенями. Различные части храма, образующие ступени, резко отделены друг от друга. С проникновением в каждую из этих ступеней зрителя его внимание по мере продвижения вперед все нарастает, все острее возбуждается ожидание таинственного и интерес к следующей ступени, отделенной пока еще непроницаемой преградой, скрывающей то, что за ней расположено. Но вот преграда преодолевается, напряжение получает свое разрещение, зритель оказывается на следующей ступени. Как правило, таких основных частей-ступеней в египетском храме Нового царства четыре: аллея сфинксов снаружи перед пилона.ми, квадратный двор, окр\женный колоннадой, растянутый в ширину крытый гяпостильнЫй зал, сплошь заставленный колоннами, наконец, хмаленькое святгглище. Отдельные части храма, особенно двор и гипостильный зал, могут быть в одном здании повторены два или даже большее количество раз. Этим усложняется ступенчатая композиция сужения и затемнения внутренности храма. Но все же каждый .храм содержит все эти четыре основные части, и притом и.менно в том порядке, как они были перечислены.

Рассмотрим теперь воздействие основных частей храма на участников религиозных процессий. Самой внешней частью



храма является аллея сфинксов (рис. 181), далеко выдвинутая перед пилонами в пространство природы. Отделенные друг от друга изваяния священных животных расставлены двумя правильныхн! параллельными ря.тами по сторонам проходящей между ними широкой дороги так, что сфинксы каждого ряда точно соответствуют сфинксам противоположного ряда. Аллея сфинксов тянется на огро.мное расстояние - до двух километров (Карнак). Отдельные фигуры сфинксов обычно значительно больше человеческого роста, так что в гигантско!! композиции громадных сфинксов, тянущи.хся дву.мя рядами на расстоянии двух километров, мы имее.м тоже произведение количественного стиля, иного по фор.ма.м и композиции, чем, например, пира.мида или индийский храм новобрахманского периода, но по существу очень к ним близкого и в своей количественности очень .характерного для восточной деспотии (аналогичным образом можно говорить о количественно.м стиле китайского сада). /Чллея сфинксов и.меет большое сходство с первобытной аллеей камней, кох1Позиционный принцип которой развивает не только аллея сфинксов, но и весь египетский храм в целохк Возникает вопрос, являются ли сфинксы перед храмом Нового царства скульптурой или архитектурой. На первый взгляд кажется, что каждый из сфинксов является статуей. Но это было бы так только в том случае, если бы сфинкс стоял изолированно. В аллее сфинксов решающи.м является, что все сфинксы совершенно одинаковы. Зрителю нет необходи.мости остановиться перед отдельным сфинксом, так как то, что он не досмотрел на одно.м из них, он при движении по аллее досмотрит на другохк Статуи сфинксов одновременно и скульптурные образы, и архитектурные пространственные знаки.

В композиции аллеи сфинксов (рис. 182) господствует пространство природы, в котором только намечена дорога к .храму. Эта дорога обыкновенно очень широка, в чем тоже выражается ее подчинение пространству природы. Разобщенность сфинксов являетсяглавной причинот! того, чтодорогг-не имеет полной пространственной замкнутости. Назначение аллеи сфинксов состоит в то-М, чтобы «улавливать» людей, стягивать их на основную ось .храма, которая начинается очень далеко перед храмом и кончается святилищем, в которое она ведет. Из окрестных населенных .мест через промежутки между сфинк-ca.xiH в а.ллею вливаются участники процессии, образуя сперва ядро процессии, которое все больше и больше нарастает по мере продвижения вперед. В а.тлее сфинксов организуется религиозная процессия. Однако, на.ходясь в аллее, человек пре-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130