Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

не воспринимается законченная оформленность этой массы. Расчет на восприятие пирамиды с дальней точки зрения тесно связан с массовым характером ее архитектуры, рассчитанной на о.тноврсменное восприятие болыиим количеством зрителей. Пирамида хорошо видна из многочисленных окружающих деревень, и из них-то и.менно и открывается опти.мальная точка зрения на пирамиду.

Наиболее замечательной чертой пира.миды в смысле ее художественного обра.за является напряженная композиция контрастов, которая с большо!! сило11 развертывается в границах статического целого, сдерживающего контрасты. Благодаря контрас-та.м в пределах спокойного целого, пирах!ида проникается огромной внутренней жизнью и колоссальной силой воздействия. При большом внешнем спокойствии достигается большое внутреннее напряжение. Анализ художественной структуры пирамиды - задача очень сложная, до сих пор еше не проделанная и требующая много места для более или менее исчерпывающего осуществления. Я могу только очень кратко остановиться на наиболее существенных контрастах пирамиды, для того чтобы дать лишь некоторое представление о колоссальной сложности и об orpoxiHOM богатстве ее .художественной композиции. Выше мы уже столкнулись с контрастом статики и дина.мики, который выражается в том, что в пределах ярко выраженной статической простран-ствснности гшрамиды наблюдается активное движение схож;ге-ния линий ребер к одной точке и обратного безграничного их расхождения вниз. Очень важен другой контраст: колосса-льных размеров пирамиды и крайней элементарности ее формы. Эти черты взаимно усиливают друг друга: чем больше пира.мида, тем сильнее действует простота ее очертаний; и наоборот, чем проще общая форма, тем больше кажется пира.\н1да. Третий контраст относится к противоположности массы и формы. Несмотря на всю свою геометричность, пирамида все же очень тяжела, грузна, теле с на и массивна. Особенно на более близком расстоянии зритель чувствует давление колоссальной каменной горы. В то же время геометричность фор-М пирамиды уничтожает впечатление .материальной тяжести, одухотворяя материю при помоши абстрактной формы. Очень поучительно сравнение пира.миды с индийским башнеобразным хра.мом новобрахманского периода. В Индии полное отсутствие геометричности, главный акцент перенесен на массу, на лепящуюся поверхность, на впечатление сопротивления этой разработанной поверхности всяко-.му внешнему давлению. В Индии поверхности - все, границы поверхностей не играют почти никакой роли. В пирамиде, наоборот, главный акцент перенесен на ребро, на линию, а огра-




Illillll"il"l"l¥l1

Рис. 163. План ансамбля пирамиды в Саккара



ничиваемые ребрами массивы не играют роли: они превращены в абстрактные грани, производящие впечатление не поверхностей массива, а геометрических плоскостей. Но, как и в других контрастах, оба противоположных принципа и в данном случае не снимают друг друга совершенно, так что получается между ними напряжение, так как зритель воспринимает их обоих од-новремещю. Другим сушественны.м контрастом .художественной композиции пирамиды является противоположность кубической пирамидальной формы при всех точках зрения с угла и отвлеченного треугольника при точке зрения против одной из граней, причем и то и другое восприятие относится к дальней точке зрения. Аналогичных контрастов в штрамиде существует очень много.

Очень важным является еще один контраст, заключающийся в пирамиде, который относится к ансамблю (рис, 163 и 164), по отношению к которому пирамида яв.дяется только частью. Рядом с пирамидой обыкновенно расположен небольшой храмик (рис. 165 и 166), состоящий из целого комплекса помешений. На берегу Нила (в тех местах, которых река достигает во время своих разливов) помешена пристань в виде обращенного на реку полузакрытого павильона, от которого идет лтинный ход к храмику около пира.миды. Сам храмик состоит из ряда сравнительно небольших залов, композиция которых довольно значительно варьируется в отдельных случаях. Главной частью .храмика является удлиненный зал со столбами (рис. 167), как в Гизе, который, напри.мер, в Абусире (рис. 166) принимает форму зала, окруженного колонна.ми, напоминающую дворики некоторых египетских домов. В некоторых случаях в этих залах найдены полуколонны с желобами (рис. 168), очень напоминающие греческие дорические колонны (см. том II). Но это сходство кажется значите.п-ным только на первый взгляд. Египетские полуколонны Древнего царства относятся к тому же типу архитектурных форм, что и так называемые протодорические колонны (рис. 176). Их сходство с дорической колонной чисто внешнее, хотя несомненно, что все аналогичные формы египетской архитект\ры являются шагом в сторону развития архитектурного ордера. Особенно важны в этом смысле прямоугольные столбы внутри храма в Гизе, совершегшо четкие и простые, не покрытые никакихш изобра-жения.ми, прекрасно отесанные и отличающиеся идеальной геометрической формой. Вся система .храмового зала в Гизе развивает дальше архитектурную мысль Стонхенджа и является про-.межуточным звеном между архитектурой восточных деспотий и зодчеством торгово-рабовладельческой Греции. Уже в хра.ме в Гизе эпохи Древнего царства нас поражает раннее пробуждение




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130