Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

ко уходит в недра земли. Ребра, разрастаясь книзу от точки вершины, кажется, бесконечно расширяются под земной поверхностью. Види.мая пирамида прсдставляетс51 зрителю показавшейся над почвой вер.хушкой несравненно более грандиозной в основной своей части подземной пирамиды, обнимающей собой весь мир. На этом впечатлении построена сила воздействия пирамиды, как ее истолковыва.ти египетские жрецы: над постоянно изменяющимся во времени миром господствует абсолютно пространственная пира.мидальная фор.ма. совершенно исключающая возможность каких бы то ни было изменений. Мы находим в пирамиде то же противопоставление вневременного пространственного архитектурного образа и развертывающейся во времени окружающей жизни, что и в .менгире. Только в пирам1ще это противопоставление очень усилено благодаря ее откристсшлизо-вавшейся пространственной форме.

Связь пирамиды с пустыней углубляется расположением около группы пира.мид в Гизе огромного сфинкса (рис. 162). Было бы совершенно неправильным толковать этот сфинкс как чисто эстетический образ, вроде декоративных сфинксов в архитектуре и приктадном искусстве XIX века. Египтяне видели в сфинксе в Гизе реальное существо, порожденное природой. Этим самым природе приписывалась способность порождать такие фантастические чудовища. Природа казалась египтянину проникнутой страшными и непонятными силами, господствующими над че-ловеко.м, и населенной опасными для него и угрожающи.ми ex-iy сушествах!и. Три большие пира.миды и сфинкс образуют в Гизе единую цельную композицию. Расположение пирамид группами, часто по три, .характерное для египетской архитектуры Древнего царства, переводит вни.мание зрителя с отдельной пирамиды на то целое, композиционной частью которого является каждая пи-рахнша. Особенно важен сфинкс, который усиливает слияние всей группы с пустыней.

Пирамгща имеет изобразительно-си.мволический смысл, который тесно связывает ее с господствовавшими в Египте религиозными представленияхт. отражающилт к.лассовые отношения Древнего царства. Египтяне думали, что подземное царство находится под землей, под Египтом. Так, например, бог солнца ночью на своей ладье проплывает по подземной реке в подзем-пом царстве с запада на восток. Контраст пирамиды с природой и внешних! миром создавал впечатление, что пирахпиа яв.ляется куско.м другого мира, совершенно отличного от мира реального. Геометричность при огромных раз.\!ерах, нерасчлененность колоссальной массы, крайняя простота соотношений при гигантском объеме, построение целого по .магическому треугольнику




Рис. 162. Сфинкс около пирамид в Гизе

ИЛИ другим магически-символическим фигурам, неизменяющаяся вневременность пирамиды, контрастирующая с изменчивостью пустыни, - все это создает отчужденность пирамиды от окружающего. Пирамрща точно кусок таинственного подземного царства, который выдвинулся из-под земли в действительный мир. Этот кусок подземного царства содержит умерщего фараона, находящегося в царстве мертвых. Умерший фараон господствует над землей. Живой фараон - преемник умершего, на которого он опирается.

Очень любопытны факты, относящиеся к связи между архитектурой пирамид и наблюдениями древних египтян над звездным небом. В этой области бьшо написано много фантастического, но в них есть и зерно истины. Пирамидами занимались математики и астрономы, которые приходили подчас к совершенно различным выводам. Литература о пирамидах огромна, и она растет с каждым годом. Ряд исследований установил, что при постройке пирамид учитывались некоторые астрономические наблюдения. Так, например, пирамида Хеопса очень точно



ориентирована но странам света - с ошибкой только в 435", т. е. с такой незначительной ошибкой, которая вполне лоичсти-ма даже при современных точных инструментах и вычислениях. Кроме того, было, например, указано, что известная звезда была видна в эпоху построения пирамиды Хеопса изи\три .xo.ia. ведущего в глубь пирамиды. Такого рода наблюдения eno.nie реальны и объяснимы. Мы знаем, какое огро.мное значение эвезяное небо играло в религии египтян, и нет ничего невозможного в том, что они согласовали пира.мнду Хеопса со странахш света и расположением звезд. Но в литературе о пира.чн1дах очень .много совершенно фантастических утверждений. наприх(ер, что в основу пирамиды Хеопса положена мера, представляющая собой известную часть расстояния от Земли до Солнца, и т. п.

Архитектурно-художественная композиция пира.ми.1Ы отличается очень бо.тьшо!! сложностью, которую на первый взгляд трудно предположить в такохг. казалось бы, элементарно прос-ТО.М образе. Пира.мида и.ме.га колоссальную силу воздействия на население Египта. На этом воздействт! основывается реа,!ьное значение пирамиды в качестве .художественного образа, распространяющего идеологию абсолютной .монархии, опирающейся на религию, и воспитывающего зрителей в духе этой идеологии. .Архитектурно-художественная композиция пирамиды, насыщенная и сконцентрированная, очень усиливает впечатление, производимое гшрамидой на зрителя. Общей предпосылкой художественной структуры пирамиды является расчет на ее восприятие с дальней точки зрения, о че.м речь была выше. Зрительный египетский треугольник разреза может быть воспринят только с далекого расстояния, так как при приближении к пирахшде за известную черту пропорции, благодаря усиленно.му перспективно.му сокращению, искажаются. Огромные размеры пира.\н1ды и расчет на восприятие ее вместе с природой тоже заставляет зрителя очень значительно удалиться от нее при созерцании ее согласно с замыслом строителей. При дальней точке зрения у.ма-ляются и даже совсем пропадают в художественно.м смысле те подчас многочисленные постройки, все очень малых раз.меров, которые окружшги пирахтиду. Наконец, сфинкс в Гизе имеет значение также и в то.м смысле, что он создает .между зрителем и пнра.мидами лишний пространственный слой. Сфинкс сам, благодаря своим большим размерам и связи с природой, требует рассматривания его с дальней точки зрения, что еще больше удаляет зрителя от пирамиды. Нельзя сказать, чтобы средняя и близкая точки зрения не играли никакой роли при восприятии пира.миды. Но все же это второстепенные точки зрения. Когда зритель находится вблизи пирамиды, ее масса давит и не впол-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130