Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

са была с большой точностью определена в 232,805 м, а высота ее в 148,2 м (для высоты существует еше цифра 146.1 но она .менее убедительна). Угол наклона ребра пирамиды Хеопса определен в 5Г50, что соответствует приведенным измерениям. Эти данные позволяют сделать вывод, что разрез пирамиды Хеопса представляет собой треугольник, состоящий из двух так называемых магических, или священных, египетских треугольников, так как ocHosaHiie треугольника разреза пирамиды Хеопса может быть довольно точно выражено числом 6. если принять, что сторона этого равнобедренного треугольника равна 5.

Египетский священный треугольник - прямоугольный, со сторона.ми 3, 4, 5 - единственный прямоугольный треугольник, стороны которого выражаются в целых числах. По-видггмому, именно это свойство данного треугольника, открытое жреца.ми Египта и имеющее большое практическое значение для построения прямого угла, было главной причиной признания его священным. Таким образом, пирамида Хеопса построена на основе священного египетского треугольника. Ее разрез состоит из двух таких треугольников, сопоставленных большихш катетами, так что получается равносторонний треугольник, в котором каждая из его сторон образована гипотенузой одного из составляющих его прямоугольных треуголышков. Разрез пиpaшды Хеопса, построенный таки.м образом, не является величиной только .мыслимой, а виден подходящему к шграмиде зрителю. Ведь издази виден не действительный треугольник грани пирамиды, а его перспективное сокращение, подобное разрезу, если стоять против середины одной из граней. Действительный треугольник грани мог быть виден только при рассматривании пира.миды с высокого места. Для восточной деспотии, и особенно для Египта, характерно, что жрец руководит архитектором. Архитектурный образ и.меет религиозный, магический смысл, отчасти понятный всем, отчасти скрытый от широких масс и доступный только немногим.

Не нужно думать, что пропорции nnpaNniabi .Хеопса являются катгоничными й обязательными для всяко!! !шраииды ил!! даже что они наиболее характерны для пирамид!л. Пропорции пирамиды Хеопса присуши только ей одной. До нас дошел за.меча-тельный документ, который имеет огромное значен!!е для вопроса о пропорциях пирамид. Это папирус Ринд Британского .музея, содержащий своего рода книгу упражнений по математике. и.меюшую прикладной характер. В ней говорится главным образо.м о том, как отмерить в случае необходи.мости тот или иной участок земли. Ряд данных roBopirr за то, что эта .математическая книга упражнений восходит к Древнему царству. В ней



имеется любопытнейший отдел о пирамидах. Книга дает указания, как построить гптрамиду. Для этого излагаются три задачи: 1) при известной длине ребра пирамиды и известнох! угле наклона этого ребра найти основание треугольника диагонального разреза через пирамиду, составленного двумя противолежащими ребрами; 2) при известной длине основания треугольника диагонального разреза и известно.м угле наклона ребра найти длину ребра; 3) при известной длине ребра и известной длине основания треугольника диагонального разреза найти угол наклона ребра. Во всех этих задачах даны величины, образующие пирамиды, отличные по своим пропорциям от пира.миды Хеопса, но также и отличные по своим пропорциям друг от друга. Характерно, что во всех трех задачах автор стремится оперировать целыми числами и избегает сложных дробей. Основным приемом реального из.мерения было оперирование палкой-меркой, которую укладывали несколько раз вдоль измеряемого предмета. Такому конкретному методу из.мерения как нельзя больше соответ-ствует свяшеттый магический египетский треугольник, состоящий из сторон, которые выражаются в целых числах. Вся египетская математика и,мела прикладной .характер и была тесно связана с зех<лемерным искусством. Пирамиды, о которых идет речь в математической книге задач, по своим пропорциям очень близки к выполненным в действительности египетским пира.ми-дам. Они доказывают, что пропорции египетских пирамид варьировались очень сильно.

Пропорции пирамид должны быть еще исследованы с самых разных точек зрения. Несомненно, что трудность реального измерения и при.митивность математических вычислений играли при установлении этих пропорций очень большую роль. Когда просматривасшь размеры пирамид папируса Ринд и сравниваешь их с сохранившимися пирамида.ми. получается впечатление, что некоторые пирамиды имеют тенденцию приблизить форму своих граней к равностороннему треугольнику. При рассматривании пирамиды со стороны Нила во вре.мя разливов реки такая пира.мида вместе со своим отражением в воде образует правильный октаэдр. И в этом случае, как и в магическом треугольнике, египтянина и жреца привлекала простая правильность геометрической фигуры. Благодаря перспективно.му сокращению граней, а также благодаря преобладанию точек зрения с угла, все пирамиды зрительно очень похожи на полуоктаэдр.

Религиозная идеология египтян, сложивгиаяся на основе характерных для Древнего Египта хозяйственных и социальных предпосылок, отразилась не только в пропорциях пирамид, но и в общей структуре архитектурно-художественного образа пи-



рамиды. В основе пирамиды лежит сложная и стройная концепция. Неправильно было бы восприни.мать пирамиду отдельно от ландитафта. в которо.м она поставлена. Пустыня включена в ар-хитектурно-.художсственный образ пирамиды. Только взятая на фоне песков пустыни, вместе со всем ее окружением, с которым считался архитектор, пирамида получает .характер всеобъемлющего космического образа, как это соответствует за.мыслу ее создателей. Уже колоссальные размеры пирамиды заставляют зрителя перенестись в скалу размеров грандиозных образов природы Египта - гор, пустыни. Для колоссальной пира.миды нужен грандиозный фон - весь окружающий ландшафт в целом, все види.мое вокруг нее. При этом гигантская пирамидальная каменная глыба заставляет зрителя дальше от нее отойти - на такое расстояние, чтобы взгляд зрителя охватил ее всю и был бы в состоянии связать ее с окружающи.м. Кроме того, пирамида в своей абсолютной геометричности контрастирует с более или менее неправильными формами окружающей природы - с волнующейся поверхностью песков пустыни, постоянно меняющей свои очертания, с извивами реки, с громоздящимися скатами, образующими фантастические образы. Очертания всех этих форм неопределенны и изменчивы. Пирамида навеки застыла в своей абсолютной правильности. Контраст пирамиды и пустыни связывает их друг с другом, привязывает пирамиду к пустыне и делает пира.миду соверщенно немыслимой в каком-либо другом ландишфте. Пирамида требует пустыни в качестве фона. Даже больше: пустыня и гпграхшда являются равноправны.ми элементами единого художественного образа и неотделимы друг от друга. Наконец, динамика пирамиды, которая развертывается в пределах этого, казатось бы. статического образа, в очень большой степени повышает насыщенность композиции пирамиды и тоже очень глубоко связывает ее с окружающим ландшафтом. Выше была уже речь о схождении ребер пира.миды в одну точку. Дина-.мичность этого схождения создает единство образа и движение, направленное к абсолютному объединению колоссальной массы. Ритм схождения ребер в точку вершины дополняется обратньгм движением расхождения линий ребер от вершины к основанию. В самом деле, где нижняя граница пирамиды? Конечно, такой границей нельзя считать поверхность зе.мли, так как пирамида тесно срослась с пустыней и глубоко в нее врезается. Изменяющийся рисунок поверхности пустыни, колеблющийся уровень песчаного моря не дают внизу четкой границы, которая соответствовала бы гео-метрической правильности очертаний пирамиды. Космичность образа пирамиды в значительной степени основывается на впечатлении, что пира.мида своим основанием глубо-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130