Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 [ 60 ] 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

5. Архитектура Египта

История египетской архитектуры распадается на три больших периода. Архитектура эпохи Древнего царства развива.;шсь приблизительно между 3200-м и 2270 г. .до н. э. В это время были возведены пира.миды, строительство которых относится пшвным образо.м к 2780-2270 гг. до н. э. Архитектура Среднего царства относится ко времени около 2100-1710 гг. до н. э. С 1710 г. до и. э. до 1550 г. до н. э. Египет был завоеван вторгнуввгимся в него с востока народом - гиксосалп-г .Архитектура Нового царства относится приблизительно к 1550-712 гг. до н. э. В 671 г. до н. э. Египет был завоеван ассирийцами, в 525 г. ;до н.э. - перса.ми.

Египет - очень узкая (всего 20-30 км), но очень растянутая в глубь .Африки страна по берегам огро.мной реки Нил, орошающей африканскую пустыню и наносящей на нее свой пл. на котором исключительно и основывается плодородие страны. Но для повышения производительности почвы была необходима сложная система плотин и каналов, которая регу.тировала раз.тивы реки. Организация оросительных работ, предпринятых в начале эпохи Древнего царства, потребовала напряжения всех сил государства и привела в Египте, наряду с другими причинами, к строгому монар.хическому строю во главе с фараоно.м, обладавши.м неограниченной властью и стоящим во главе очень сложного бюрократического аппарата, разветвленного по всей стране и крепко державшего в руках управление Египтом.

ДJШ всего развития египетской архитектуры остается характерным резкий контраст между легкой, жилой, и тяжелой, рассчитанной на вечность монумента.тьной архитектурой, который так типичен для эпохи доктассового общества (см. выше) и который Египет унаследовал от архитектуры времен родового строя. В Египте этот контраст даже значительно усилен. Египтяне различали «страну живых» (рис. 141 и 142). Так называ,™ они пустыню, на краю которой, иногда на фоне спускавшихся к Нилу отвесных скал, они возводили свои грандиозные монументсшь-ные постройки, средикоторых погребальные сооружения играти очень большую роль. Выбор этой местности объясняется не только близостью строительного ка.мня. но также главны.м образом тем соответствием между мощной и суровой архитектурой монументальных сооружений и подчас скат истой пустыней, которое архитекторы Египта использовали для достижения более сильного впечатления на зрителей. Наоборот, жилые до.ма и деревни были расположены в плодородной части страны, покрытой богатой растительностью. Эта жилая архитектура египтян отличалась, в противоположность их монументальной архитектуре,




МЛ*

4V .-itf.*



Puc. 141. Вид природы в Египте

/«с. /-/2 Храм в Денр-эль-Бахри

рассчитанной на вечность, очень большой легкостью и недолговечностью. Она поэтому почти совершенно не сохранилась. Некоторое представление о ней все же можно получить, отчасти на основании раскопок, обнаруживших планы жилищ и даже целых городов, отчасти по изображениям и воспроизведениям в жи-




If

ВОПИСИ, скульптуре (рис. 143) и в прикладном искусстве (рис. 144- 145), а также по описаниям в древней литературе.

Египетский дом (рис. 146) относится, как дворец в Месопотамии, к дворовому типу и продолжает дальнейшее развитие многокомнатного дворового прямоугольного дома эпохи родового строя (рис. 14 и 15). С течением времени количество помещений разрасталось (рис. 147), дворов стали делать иногда несколько, и таким образом сложился усложненный тип более позднего египетского дома (рис. 148), для которого характерна асимметрическая группировка довольно большого количества помещений, отчасти расположенных вокруг небольших двориков, через которые они получали свет и воздух, отчасти соединенных друг с другом коридорами. Определяющими для такого расположения помешений были реальные требования практической жизни, которые вызывали то или иное взаимоотношение комнат. О наружном виде египетских домов дают некоторое

представление их изображения на рельефах и в живописи. Это бьши в более простых случаях глинобитные сооружения, иногда с немного покатыми стенами, но чаще дома бьши деревянные. Стены состояли из связанных друг с другом древесных стволов; иногда употреблялась смешанная техника. Характерна форма дверей, йзображШная нареЖефах й 156 из нескольких умень-

шающихся внутрь вертикальных и горизонтальных древесных стволов (рис. 143). Погребсшьный ящик в Каирском музее воспроизводит дом и некоторые детальные его формы (рис. 144). Так, особенно интересны суживаюгциеся книзу деревянные колонны, бывшие в Египте в ходу с древнейших времен и, по-видимому, перешедшие оттуда на о. Крит (см. следующую главу) и дальше - в Микены (см. том II). Типична также выкружка, которая венчает домик, воспроизведенный в каирском яшичке. Существует теория, что подобная выкружка произошла от пальмовых листьев над об-

Рис. 143. Погребальная стела с изображением дома. Абидос




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 [ 60 ] 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130