Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

торые я только что проследил, свидетельствуют о том, что на этой ступени развития жилого дома архитектурно-художественный момент играет уже большую роль в архитектурной композиции и в ее развитии.

Укрепления эпохи доклассового обшества исследованы еще недостаточно. К ним относятся главным образом земляные валы и деревянные заборы.

Монументальная архитектура

В истории архитектуры наступает момент очень большого значения, когда к жилой архитектуре присоединяется архитектура монументальная. Это так называемые мегалитические сооружения (с греческого: цёуш; - большой, Ixvoc, - камень), т. е. сооружения из больших камней. Они встречаются в самых различных странах: в Скандинавии, Дании, Франции, Англии, Испании, Северной Африке, Сирии, Крыму, на Кавказе, в Индии, Японии и др. Раньше думали, что они являются следами передвижения народа или расы, теперь выяснено, что мегалитические сооружения характерны для оседлого родового общества. Европейские мегалитические сооружения относятся ко времени около 5000-2000 лет до н. э. и позднее (каменный век закончился в Европе около 2000 г. до н. э.).

Одним из самых замечательных типов мегалитической архитектуры являются менгиры (кельтское слово, введенное в употребление только в XIX веке). Менгиром (рис. 16) называется отдельно стоящий на поверхности земли более или менее высокий камень. От эпохи родового строя в разных странах дошло до нас очень много менгиров, особенно много их осталось в Бретани (Франция). Во Франции официально закаталогизи-ровано до 6000 менгиров. Из них самый высокий (Меп-ег-Нгоеск, около Locmariaquer) достигает высоты 20,5 м, за ним идут менгиры высотой в 11 и 10 м.


Рис. 16. Менгир в Бретани. Франция



Назначение менгиров точно не известно, так как их создал доисторический человек, т. е. человек, не имевший письменности и не оставивший о себе пись.менных сведений. Очень вероятно, что не все менгиры имели одно и то же назначение. По-видимому, некоторые менгиры ставились в память выдающихся событий, например побед над врагами, другие - в память договоров с соседями или как пограничные знаки, третьи - в качестве дара божеству, причем некоторые из них, может быть, служи-.[и даже изображеяиеч! божества. Ни одного из этих назначений нельзя доказать. Однако несомненно, что большинство менгиров были, памятниками, воздвигнутыми известному выдающем}-ся лицу. Это подтверждается особенно тем, что под многими .менгирами на.ходили единичные погребения. Процесс сооружения менгира, за отсутствием письменных источников, в точности не известен, но можно с большой долей достоверности о нем догадываться. Камни, которые впоследствии превращали в менгиры, находи.ти сравнительно нсдатеко от того места, где потом их ставили, и приблизительно в том виде, как они дошли до нас. Эти ка.мни занесены были в .места их нахожтсния ледниками, которые отесали их и придали им довольно правильную сигаровид-ную форму. По-видимому, до места, где предстояло поставить менгир, камень катило при помоши деревянных бревен большое количество людей, с огромными усилиями толкая его перед собой. Потом поверхность камня слегка обрабатывалась при помоши каметигых орудий (каменный век!). Дошедшие до нас менгиры имеют обычно очень гладкую поверхность, что объясняется .многовековой работой атмосферных осадков, но в момент их постановки менгиры носили на себе заметные следы грубой обработки ка.менными орудиями. Нагл.ядное представление об их первоначальном наружно.м виде дают, например, камни, из которых сложены погребальные камеры дольменов и которые были в течение тысячелетий засыпаны землей кургана и откопаны в наше время, так что они сохранили свою первоначальную форму. Докатив камень до места назначения, е.го водружали в вертикальном положений. Это происходило, по-видимому, при ПОМОЩИ огромного числа людей приблизительно следующим образом: около лежачего камня вырывали я\л соответственной глубины; затем при помоши тех же бревен постепенно припод-нимати один конец камня так. чтобы другим своим концом он соскачьзыват в я.му, причем постепенно насыпали к поднимающемуся концу менгира холм, который облегчал работу. Когда таки.м образом удавачось поставить камень в яму в вертикальном положении, его засыиати. чтобы он сам стоял прочно, а вспомогательный .холм срывали. Легко представить себе, какого ко-



лосссътьного труда и напряжения стоила людям эпохи родового строя в Европе установка менгира высотой в 20 м. при низком уровне их техники.

Можно сказать, что менгир является почти произведением природы. Он оставался почти таки.м. каким его находили в природе. В чем состоит человеческое творчество в .менгире и можно ли говорить в этом случае об архитектурно-.художественной компози!ши? в менгире творчество человека состоит прежде всего в выборе камня данно!! формы среди всего разнообразия камней, встречающихся в природе. Выбирая сигаровидный камень, первобытный человек имел в ви.ау общую ко\Н10зицию менгира, для которой coeepujcHHO не подходят ;гругис камни. Кроме того, творчество человека в менгире состоит в том. что человек выбранный им в приро,де камень поставил вертикально. Этот момент является решающи.\1.

Понять смысл вертикальной композиции менгира - значит объяснить менгир как архитектурно-художественный образ. В тех случаях, когда вертикальный камень поставлен в память какого-либо события, его вертикаль, контрастирующая с окружающи.м, является знаком, отмечающим это событие. Так, напри.мер. в Библии рассказывается, что Иаков поставил камень как память о виденном им сне, когда ему приснилось, что он боролся с Богом. Но вертикаль менгира нужно понять главным образом в связи с основным значением менгира в качестве памятника над могилой вы.тающегося лица. Вертикаль - основная ось человеческого тела. Человек - обезьяна, вставшая на задние лапы и утвердившая этим вертикаль как свою основную ось. Вертикаль является основным внешним признаком человека, который отличает его с точки зренгш его внешнего вида от животных. Когда дикари или дети рисуют человека, то они ставят вертикальную палочку, к которой пририсовывают голову, руки и ноги, в отличие от горизонтальных палочек, изображающих у них жи-вотшлх. Менгир явтяется изображением вертикали - основной оси человеческого те та, т. е. яв.1яегся изображением человека, погребенного пет ним Но .меншр является не простым изображением умершего человека, а изображением его в огромных размерах, лостигаюших 20 м. Погребенный иод менгиром человек - выдающийся. Менгир дает в повышенных размерах мону-ментализированное изображение этого человека: он его героизирует.

Менгиры, несомненно, связаны с процессом разложения родового строя, с повышением техники землстелия. для которого особенно важна за.мена мотыжного земледелия плужным, что связано и с развитием скотоводства, растет прибавочный про-




0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130