Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Нововивилонтая архитектура

Характерным памятником нововавилонской архитектуры является дворец царя Навуходоносора в Вавилоне (рис. 134). относящийся к VH-VI векам до н. э., тоже связанный с крепостными стенахш города. Особенно важен тронный зал этого дворца (рис. 134: тронньн! зал изображен отдельно в томе II на рис. 315). Он вытянут в ширину. Такая пространст.венная форма называется латитудина.тьным пространство.м (ог латинского latitudo - ширина), в отличие от лонгитудинального (от латинского longi-tudo - длина), т. е. вытянутого в длину пространства, и пространства центрического. Судя по толщине стен, тронный зат вавилонского дворца был перекрыт цилиндрическим сводом. Особенно толсты обе длинных стены, прини.маюише на себя боковой распор огромного свода. Диаметр этого свода достигает 18 м, при стенах толиднной около 7 м. Такие огромные размеры перекрытого сводом внутреннего пространства являются для восточных деспотий крайне редки.м исключением. Обычно даже в больших сооружениях, как во дворце Саргона, все многочисленные внутренние помещения имеют лишь очень небольшие размеры.

Смысл .татнтудинального пространства тронного зала вавилонского дворца можно понять, если представить себе процедуру тех торжественных приемов, которые в нем происходили. В нише в середине одной из лишнных стен стоял трон, на которо.м торжественно восседал царь, окруженный свитой. Можно себе представить, каки.м блеско.м окружалось это зрелище. Царь и его приближенные входили в тронный зал из внутренних дворцовых помещений через двери, расположенные по сторонам трона. В противоположной длинной стене проделаны три двери, через них из других парадных помещений входи.ти люди, которых царь прини.мал. Са-ма форма зала своей пространственной композицией ната,тки-вала на то, чтобы держаться перед троном царя в натянутой позе, предписанной дворцовым этикетом. Латитудинальная фор.ма помещения открывала перед вошедшими свободное пространство только направо и налево. Перед тахги, а также за ни.мя- растянутые в ширину стены. Человек оказывался точно зажатым между ЭТИ.МИ двумя - передней и задней - плоскостя.ми. которые не позволяли ему двигаться дальше, а заставляли его стоять на месте в связанной и церемониальной позе, руки по шва.м, перед троном царя, - в позе людей, изображенных на ассирийских и вавилонских рельефах. Латитудинальная форма за:кл точно распластывала человека между дву.мя плоскостями, как бы сжи.маюшими его и соответствующими плоской фор.ме человеческой фигуры. Если в латитудинальный зал входило несколько человек, то сама архитек-







Рис. 135. Реконструкция зиккурата в Вавилоне

турная форма заставляла их стать в ряд перед длинной стеной с троном. Если людей было больше чем на один ряд, то образовывались два или несколько параллельных рядов сообразно с формой латитудинального пространства.

Одной из наиболее характерных форм вавилонской и ассирийской архитектуры является зиккурат. Зиккурат в Вавилоне (рис. 135), знаменитая библейская Вавилонская башня, рекон-струирована(овольно правдоподобно. Реконструкция вавилонского зиккурата дает очень нагладнбе прёдстйлёнйё* чем бьш восточно-деспотический количественный стиль. Трудно вообразить более резкий контраст между крошечным, незначитель-ны.м, подобным муравью, человеком и огромной, сверхчеловеческой башней, масса которой точно нагромождена божеством и непосредственно, почти без каких-либо связуюших звеньев, противостоит человеку и готова задавить его. Нужно себе также представить, что испытывал тот, кто восходил на самый верх по узким ступеням разветвляюшейся лестницы. При этом движении массы зиккурата обыгрывались с различных сторон и представ-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130